Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Выставки, события (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=85)
-   -   Искусство между провокацией и цинизмом (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=8735)

LCR 09.11.2008 17:45

Искусство между провокацией и цинизмом
 
Вот статья одного из самых влиятельных французских критиков – Филипа Дажана, который пишет в «Лё Монд». Он имеет еще одно отличительно свойство: возможно, это единственных художественный критик во Франции, который, как мне сказала одна галеристка, «любит и понимает живопись». Я не собиралась ее переводить – на форуме есть уже достаточно статей с критикой определенной части актуального искусства – но прочитав вчера в сюжете Илоны высказывания людей, ссылающихся на Манэ, чтобы оправдать свою продукцию, я решила все-таки поместить ее, так как Дажан как раз затрагивает эту тему.

Надеюсь, что назависимо от моих личных вкусов и пристрастий мне удается соблюсти некое равновесие между текстами поклонников актуального искусства и его критиков


Искусство между провокацией и цинизмом

Лё Монд, 31.10.2008

28-го октября серия из одиннадцати акварелей Адольфа Гитлера, подретушированных братьями Джейком и Дайносом Чапмэнами, двумя британскими художниками с сатанинской репутацией и высокой котировкой, были проданы на FIAC через два часа после открытия ярмарки за 815000 евро. На этих акварелях, созданных во время Первой мировой войны, изображено поле битвы, написанное в манере газетных иллюстраций того времени. С точки зрения искусства они не представляют никакой ценности. Братья Чапмэны добавили в них радугу, закат солнца, разные цветовые пятна. Эти добавки также лишены какого бы то ни было художественного интереса.

Читать дальше... 
Интерес в другом: привлекательность акварелей состоит в подписи Гитлера. Несут ли в себе какой-нибудь смысл добавки двух братцев? Да нет, Чапмэнам совершенно нечего сказать о Гитлере, за исключением, может быть, того, что использование его картинок является замечательным медиумом для провокации, о которой будут говорить, и следовательно, финансовая ценность их «совместного произведения» возрастет.

Чапмэны – специалисты этого дела. Они стали знамениты в 90-х гг., выставив манекенов детей, на лицах и телах которых были имплантированы в большом количестве мужские и женские половые органы. Уже тогда был очевиден выбор автоматической провокации, тем более эффективной, что объектами ее были дети. Но все приедается, и когда такое творчество перестало привлекать своей новизной, они перешли к макетам груд жертв массовых убийств и лагерей смерти, а затем – к акварелям Гитлера.

Так нацизм заменил непристойность в качестве аргумента скандала, в вероятности и чрезвычайной прибыльности которого не могло быть никаких сомнений. Материальная форма этих произведений не имеет никакого значения. Важно только одно – чтобы она была как можно более проста для понимания. Любые аллегоричность, иносказательность, нюансы не могли не ослабить шоковый удар. Разумеется, в таких произведения не может быть места и формальным новшествам.

Братьев Чапмэнов продвинул Чарлз Саатчи, успешный лондонский промоутер, ставший коллекционером, чрезвычайно влиятельный персонаж на рынке искусства. Главное его достижение – это организация в 1979 г. выставки «Sensation» в Лондонской Королевской Академии, на которой он представил 42 художника, - в число которых взодили Чапмэны, - которых он ввел в моду под названием «Young British Artists».

Тот же Саатчи «запустил» Демиэна Херста, еще одного адепта принципа «делайте просто, вы продадите дорого» и непоколебимую звезду рынка искусства. Его «Золотой телец» (ах, как трудно удержаться от того, чтобы не написАть «Золотой теленок»!) – это настоящий полуторагодовалый теленок, рога и копыта (Вот это да! Кто из двух – Филип Дажан или Демиэн Херст – является любителем русско-советской литературы? Все-таки, наверное, Дажан, так как что-то мне не верится, чтобы Херст хорошо знал грамоте, несмотря на его довольно претенциозные высказывания в прессе; а вообще, в «Рогах и копытах» ему было бы по-моему самое место) были действительно позолочены, а между рог у него – диск из настоящего 18-каратного золота. Сделать что-нибудь еще более элементарное просто невозможно. Продажная цена у Sotheby’s: 18 млн евро.

Другой прямой и универсальный сюжет – смерть. Соответственно, Херст создал «For the Love of God», человеческий череп, украшенный 8600 бриллиантами (в целом составляющими 1106,18 каратов). Вообще-то это не более как энная вариация на тему «ванитас», один из самых распространенных символов в истории искусства, какую бы цивилизацию ни взять. Продажная цена этой роскошной банальности: 100 мил долларов, то есть 76,10 млн евро.

В том же сегменте рынка Херст предлагает туши коровы и барана, разрезанных на части и погруженных в формол. Отвращение гарантировано. Что касается живописных работ, то они состоят в увеличении фотографий больных клеток. Названия: «Рак кожи», «Рак слюнных желез». А на случай, если кто-нибудь не поймет, Херст добавил еще лезвия бритв и осколки стекла. Стало быть, чтобы предмет оказывал эффективное действие на зрителя, нужно, чтобы он был как можно проще для понимания, и чтобы в нем присутствовало как можно больше насилия – и это все. В этом и состоит часть современного искусства – та часть, о которой говорят чаще всего, и которая продается дороже всего. И именно от этого испытываешь некий дискомфорт: не от сумм, выплаченных инвесторами, обладающими необходимыми средствами, но от посредственности и примитивности того, за что они так дорого платят.

Рекламный аргумент

Дороговизна искусства – это давняя европейская традиция, но оно должно было быть достойным этого названия, оно должно было давать пищу для глаза, для сердца и для ума; это были Рембрандт и Пикассо, Тициан и Бэкон. Однако предметы, цены на которые с некоторых пор достигают головокружительных высот, характеризуются бедностью идей, буквальностьбю форм и совершенним отсутствием новизны. Железное правило для их изготовления: только не фантазировать, все делать в как можно более буквально! Этот принцип сродни тому, что царит в мире телевидения и рекламы, культивирующих полное презрение к зрителю. Сообщение делается, чтобы оглушить его объект, изображение должно быть как можно более доходчивым, сюжеты – как можно более примитивными – секс, смерть – либо возмутительными, шокирующими – нацизм. Предлагаемые произведения являются иллюстрациями, которые должны наносить интенсивный эмоциональный удар – цена на эти произведения прямо пропорциональна этим доходчивости и силе удара.

Некогда Манэ, Сезанн и Матисс вызвали скандал, сами совершенно этого не желая, не потому, что они не хотели нравиться, а потому что они не могли писАть иначе, не предавая себя. Дюшан, дадаисты и сюрреалисты вызывали скандал умышленно, для них это был один из способов протестовать против установленного социального порядка и традиций. Херст, братья Чапмэны и некоторые длругие – Трэси Эмин, Каттелан – сделали провокацию своей единственной художественной техникой, а скандал превратили в рекламный аргумент. Они ни против чего не протестуют, наоборот, они очень удачно и с большим энтузиазмом используют капитализм, льстя миллиардерам и выдавая их за покровителей искусств. Они играют с системой медиатизации, и единственное достоинство, которое нужно за ними признать – это отличное и циничное понимание ситуации.

Все сказанное в полной мере относится и к Джефу Кунсу, который свирепствует не в жанре смертоносноцй провокации, а в ласково-оглупляющем стиле – он увеличивает игрушки, повсюду развешивает переливающиеся сердца с ярками бантиками и показывает в Версальском замке, какой он великий декоратор. Такое понимание художественной деятельности совсем не ново. В последней трети 19-го века оно помогло официальным художникам сколотить себе значительное состояние – как и их сегодняшние последователи, они создавали произведения, производившие впечатление на зрителей своими оргомными размерами, своим техническим мастерством, своим совершенным отсутствием новизны, всем известными сюжетами и невероятной дороговизной. Теперь все знают, что случилось с поставщиками искусства для великих мира сего того времени: от Жерома, Мессонье и иже с ними сегодня остались только имена.

Когда вспоминаешь этот суд истории, становится как-то легче. Но для всех тех, кто отказывается считать искусство ответвлением индустрии роскоши и развлечения, утешение это очень слабое.


Allena 10.11.2008 10:53

Как хорошо, что хоть кто-то хоть где-то называет вещи своими именами! Одно это уже утешительно.

Aaron 11.01.2009 14:48

А Вы думаете, бывает по-другому? Нет скандала, нет имени, это общеизвестно.

Meister 11.01.2009 15:18

Цитата:

Сообщение от Aaron (Сообщение 183575)
Нет скандала, нет имени, это общеизвестно.

но искусство определенно не должно развиваться по этой схеме...

ottenki_serogo 11.01.2009 15:50

В контемпорари тусовке популярен термин - "тупо". Нарисовано должно быть тупо. Придумано - тупо. "Сделай тупее".

nikola 11.01.2009 17:08

Вложений: 4
Цитата:

Сообщение от LCR (Сообщение 100435)
«делайте просто, вы продадите дорого» и непоколебимую звезду рынка искусства. Его «Золотой телец»

Всё, что серо, примитивно, вторично, поверхностно- видно сразу не
вооружённым глазом. И к этой категории подходит большая часть
созданных произведений традиционного ( около академического) искусства.
Виной всему " ярмарка тщеславия".
Кто и где сказал, что искусство должно приносить только эстетическое
наслаждение? Мир состоит из чёрного- белого, прекрасного-безобразного,
жизни и смерти. и тд. и тп. Именно этим и должно заниматься искусство.
Поиском гармонии Души и тела.
У меня не сложилось точного мнения о работах Damien Hirst, нужно
наблюдать за творчеством.

Кирилл Сызранский 11.01.2009 17:58

Цитата:

Сообщение от nikola (Сообщение 183955)
У меня не сложилось точного мнения о работах Damien Hirst, нужно
наблюдать за творчеством.

Но с черепом они попали, а он больше всех, кажись... :D

nikola 11.01.2009 20:20

Вложений: 1
Скульптура с черепом называется примерно так-" За любовь к Богу"
Смерть, которая смеётся Вам в лицо.

Кирилл Сызранский 11.01.2009 20:27

nikola, точно.
For the Love of God
2007
Platinum, diamonds and human teeth
6 3/4 x 5 x 7 1/2 in. (17.1 x 12.7 x 19.1 cm)

SAH 11.01.2009 22:04

Вот размышления на тему" современного иск." Е.Голубовского:Мне кажется, что нынешнее авангардное искусство отбрасывает изобразительное искусство в литературу. Оно все сугубо литературно, философично, театрально. Это некий симбиоз театра и литературы. Если раньше искусство боролось против литературщины… — Да, как ни странно… Мне сейчас пришел в голову один эпизод из чаплинского фильма. Думаю, то он кое-что объясняет в том, о чем ты сказал. В чаплинском фильме, как всегда, погоня. Естественно, Чаплин убегает, а за ним гонятся полицейские. В пылу этой бестолковщины он прыгает на какие-то аттракционы, на крутящийся круг. Естественно, что круг заставляет его бешено бежать навстречу движению круга. Естественно, что обалделые полицейские тоже прыгают на этот круг. И так они бегут какое-то время. Потом Чаплин, чтобы проверить соотношение сил, оборачивается и в ужасе видит, что полицейский вот-вот схватит его за шиворот. Он наддает и — о странность! — парадоксальная ситуация: уже полицейские убегают, а Чаплин гонится за ними.
Вот это то, о чем ты сейчас говорил. Ситуация совершенно парадоксальная. Именно то, что считалось ужасающим пороком, во всяком случае, в определенной среде хороших художников, и особенно попирались принципы соцреализма и т. д., оказалось вдруг таким передовым! Это раз. А во-вторых, то, о чем я начал говорить. Когда на выставке живописи ты вдруг видишь прикнопленные или приклеенные кусочки машинописного текста, — к доске или еще к чему-нибудь, — я кроме удивления ничего не испытываю. Более того, если бы удивление это оставалось – это еще куда ни шло, но испытываешь дикую скуку. И еще я себе позволю привести в этом плане один пример. Скажем, очень известный художник, Кабаков. С моей легкой руки у нас была легкая полемика, затеянная в Союзе художников. Дело шло о таких довольно опасных пируэтах, которые затевали молодые художники, — конечно, очень передовые. И вот я им задал вопрос очень простой. Не буду называть фамилию. Я говорю: «Вот вы, конечно, знаете этого художника, авангардиста, который недавно в Америке получил какую-то крупную очень престижную премию. Я вам назову два его произведения. На одном на серых досках, на которых обычно в военкомате какие-нибудь диаграммы вывешивались или относящиеся к военкомату атрибуты, на такой доске прибита или, извините, присобачена лопата. И текст: «Чья это лопата?». Слева текст с вопросом, справа ответ: «Иван Петровича такого-то лопата». Ну и другое произведение. Ситуация — почти то же самое, только вместо лопаты кружка, а вместо вопроса – опять-таки вопрос «Чья это кружка?» и — «Берты Моисеевны кружка». Вот я им задаю вопрос совершенно закономерный. Вот этот из ряда вон выдающийся художник, очень известный, собственно, мировую известность имеет. Естественно, что два его произведения должны стоить очень дорого. Я вам, так сказать, умозрительно даю миллион долларов и прошу — но условия железные — вы должны купить только одну работу из этих двух. Какую вы возьмете? Простой вопрос. Увы, все сели в калошу. Потому что обосновать, почему он возьмет в одном случае кружку, а в другом случае лопату, невозможно. Сами понимаете. Здесь и возникает ответ на вопрос. Потому что все-таки, когда мы определяем и отделяем искусство от обычной другой сферы, которая является не искусством, все-таки одним из атрибутов этого является предпочтение. ))) Полная версия -беседа Е.Голубовского с художником Ю.Егоровым :http://www.slav-nonart.com/articles.php?page=18


Часовой пояс GMT +3, время: 11:32.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot