Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство (https://forum.artinvestment.ru/index.php)
-   Доходность (https://forum.artinvestment.ru/forumdisplay.php?f=65)
-   -   Перипетии Бычьей туши (https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=31785)

LCR 20.06.2009 14:06

Перипетии Бычьей туши
 
Вложений: 1
Вашингтонская Национальная галерея возвратила по судебному решению наследникам частного коллекционера знаменитое полотно Сутина.

Митчелл Мартин
Артинфо, 1.06.2009


Как показывают судебные документы, в июне 1981 г. гражданка Канады Джолс Шефнер во время своего пребывания в Париже приобрела за 88000 долларов «Бычью тушу» - одну из 10 картин, изображающих лавку мясника, работы представителя экспрессионизма в живописи Хаима Сутина. Картина была отправлена в ее дом в Монреаль, где она провисела в гостиной г-жи Шефнер вплоть до весны 2004 г.

Со временем картина стала дороже, и в мае 2004 г. г-жа Шефнер продала ее за 1 млн долларов, а через полгода Вашингтонская Национальная галерея приобрела ее за 2 млн.

Читать дальше... 
Одно из двух: либо за 6 месяцев, прошедших между этими двумя трансакциями, котировка Сутина стремительно возросла, либо кто-то совершил исключительно плохую сделку. Наследники г-жи Шефнер утверждают, что после сметри их матери в 2007 г., они обнаружили, что ее обманули. Они возбудили судебное дело против двух посредников – нью-йоркских экспертов по Сутину Мориса Тэчмэна и Исти Дьюноу, которые приняли участие в продаже картины г-жой Шефнер и в покупке ее Национальной галереей, а также против самой Национальной галереи.

Г-да Тэчмэн и Дьюноу являются мзвестными исследователями и авторами сводного каталога Хаима Сутина. Поэтому наследники Шефнар обвиняли их в том, что они злоупотребили своим знанием рынка искусства, чтобы убедить владелицу картины продать ее по заведомо заниженной цене и получить от этого выгоду.
Кроме того, наследники утверждали, что Национальная галерея виновата в том, что не расследовала происхождение картины и, соответственно, не обнаружила этой сомнительной сделки, и поэтому она должна вернуть картину в семью Шефнер.

Ключевым элементом судебного дела, рассматривавшегося в Манхэттенском суде месяц назад, был тот факт, что в подтверждение предлагаемой ими цены на картину г-да Тэчмэн и Дьюноу показали г-же Шефнер список работ Сутина, проданных с 1994 по 2004 г., в котором отсутствовало более дюжины продаж по цене, превышающей 1 млн.

Г-да Тэчмэн и Дьюноу, ранее никогда публично не обвинявшиеся в нечестности, отвергли эти обвинения. Они утверждали, что Ариэла Браун, дочь г-жи Шефнер и одна из ее наследников, запросила независимо от них оценку картины в аукционном доме, который также оценил картину в 1 млн долларов.

Однако для прекращения судебного дела они согласились выплатить 210000 долларов и пришли к довольно сложному соглашению между сторонами, по которому картина должна вернуться к наследникам г-жи Шефнер, а Национальная галерея – получить деньги, выплаченные за картину, и небольшое возмещение нанесенного ей морального ущерба.
Что касается Национальной галереи, ее интересам не будет нанесено никакого ущерба: в добавок к сумме, выплачиваемой г-ми Тэчмэном и Дьюноу, она получает от Ариэлы Брауцн и ее брата, Барри Шефнера, 1325000 долларов наличными и долговое обязательство на 650000 долларов, которое должно быть погашено через 7 лет. Таким образом, всего музею будет выплачено 2185000 долларов, представляющие собой сумму, заплаченную при покупке картины, а также покрытие судебных издержек.

Галерея будет хранить картину с правом выставлять ее вплоть до полного погашения долгового обязательства.

Адвокат Тэчмэна и Дьюноу заявил, что его клиенты согласились выплатить вышеуказанную сумму для прекращения долгого и дорогостоящего судебного разбирательства, что они не были признаны виновными ни по одному из пунктов обвинения.

В качестве ответчиков по судебному делу были названы также два юридических лица – парижская галерея Казо-Беодьер и Лонтрел Трединг – предположительно швейцарская посредническая компания.
Г-да Тэчмэн и Дьюноу заявили, что они вошли в контакт с г-жой Шефнер по поручению галереи Казо-Беодьер, спонсором сводного каталога Сутина, которая желала «действовать анонимно», как это «обычно происходит в мире искусства». Семья Шефнер, со своей стороны, утверждает, что отношения, связывающие экспертов с покупателем, были скрыты от г-жи Шефнер, что в контакте на продажу картины покупателем выступала фирма Лонтрел Трединг, и что им внушили, что Лонтрел Трединг представляет группу частных швейцарских коллекционеров.

Наследники утверждают, что Национальная галерея предприняла попытки купить картину практически симультанно с ее продажей г-жой Шефнер, и что даже цена в 2 млн долларов была занижена по сравнению с рыночной ценой на произведения Сутина, приводя в доказательство тот факт, что в это же время один натюрморт Сутина был продан за 5 млн долларов, а один портрет - за 6 млн долларов. По их мнению, стоимость картины из знаменитой серии «Бычьих туш» должна превосходить стоимость каждой из проданных работ.
Барри Шефнер и его сестра, Ариэла Браун, помогали своей матери в переговорах с Тэчмэном и Дьюноу, однако по их словам, их участие ограничивалось простыми телефонными звонками, а решение принимала она одна.

Фирма Лонтрел проигнорировала все обвинения, просто не ответив на запросы суда. Галерея Казо-Беодьер направила в суд письмо, подписанное Даниэль Казо, вдовой одного из основателей галереи. В нем она объясняет, что ее супруг, Жак Казо, умер в августе 2007 г., и что она ликвидирует галерею, не располагающую средствами для судебных действий в Америке, заключая свое письмо так: «мне трудно понять, как человек, продавший принадлежащую ему картину, по цене, которая была рыночной в момент заключения сделки, может пытаться возложить ответственность за эту сделку на нашу фирму, которая никогда не была с ним в контакте».

vyadem 20.06.2009 14:17

Честно говоря, такое ощущение, что народ с жиру бесится.
Продавец(ы), как я понял, был "вменяемым", могли самостоятельно все проверить.
То что кто-то чего-то не досказал, так где тут преступление!? Это обычное преимущество во владении информации.
Интересная история...

gans 20.06.2009 14:18

Вот уж странная история. Давайте теперь все будем отменять сделки, если картина потом продаётся дороже.

uriart 20.06.2009 14:19

Вот вам и "развод по-американски!"

LCR 20.06.2009 14:46

Вложений: 1
Вот уж кто себе руки потирает, так это страховые компании!

Ведь теперь только купил картину - тут же надо ее страховать на предмет реституции :shy:

vyadem 20.06.2009 14:48

LCR, или через 5 лет звонить предыдущему владельцу и спрашивать не будет ли он против, если я продам уже СВОЮ картину!!!:rolleyes:

dedulya37 20.06.2009 15:11

Цитата:

Сообщение от gans (Сообщение 439045)
Давайте теперь все будем отменять сделки, если картина потом продаётся дороже.

УПРАВИС'а на них нет. :D

Кирилл Сызранский 20.06.2009 15:15

Цитата:

Сообщение от gans (Сообщение 439045)
Давайте теперь все будем отменять сделки, если картина потом продаётся дороже.

Похожая история произошла с продажей одного Репина на Гелосе.
Очень странная была работа-фреска на плите 51Х45 13-го г.
"Христос в терновом венце".
Шумная история.

Кирилл Сызранский 20.06.2009 15:33

Вложений: 1
История весьма показательная для современного российского антикварного рынка.
Дело в том, что за день до торгов, 15 марта, из департамента по сохранению культурных ценностей Минкульта РФ в Гелос пришло письмо за подписью заместителя начальника департамента Виктора Петракова, в котором Гелосу рекомендовали приостановить продажу фрески и держать ее в собственном хранилище "до выяснения обстоятельств дела". Конечно, представители Гелоса не смогли не прислушаться к рекомендациям государственного контролирующего органа, и вещь с торгов сняли.

В результате - хозяин Репина в шоке, а аукционный дом, так же как и вышеупомянутый хозяин, упустил выгоду от возможной сделки и получил заметный удар по собственной репутации. Министерство культуры, напротив, как в известном анекдоте, "все в белом" и выполняет функции третейского судьи в "выяснении обстоятельств дела". Что же это за дело, благодаря которому можно снять с легальных торгов официально принятое на комиссию крупнейшим аукционным домом страны произведение искусства?

Оказалось, что 15 же марта Никулинская межрайонная прокуратура Москвы приняла заявление от жителя Санкт-Петербурга гражданина Кочетова о том, что выставленная на аукцион Гелоса жителем Москвы Олегом Николаевичем Д-ным картина кисти Репина "Христос в пустыне" является его, Кочетова, владением и была им передана гражданину Д-ну в ноябре прошлого года через известного обоим посредника Демушкина для проведения искусствоведческой экспертизы. От Олега Д-на был получен залог в 500 долларов. Картина была передана без права продажи. Поэтому теперь, когда Олег Д-н выставил ее в Гелосе с оценкой 120-150 тыс. долл., Кочетов требует справедливости, то есть вернуть ему его достояние. А уж он, Кочетов, тогда продаст картину в Государственную Третьяковскую галерею за разумную сумму. Вот так!

Почти все в этой истории ясно. Коллекционер, известный всей Москве устроитель целого ряда выставок в начале-середине 90-х годов, Олег Д-н, полагаясь на свое собирательское, знаточеское видение произведения искусства, купил в ноябре 2001 г. у знакомого посредника ("серого дилера") Демушкина за 500 условных единиц цементный пласт с изображением Христа и с подписью, похожей на подпись Ильи Репина. Известно, сколько подделок (и в основном питерского происхождения) гуляет сейчас по московскому рынку. К тому же в истории искусств нет упоминаний о том, что Репин когда-либо писал в технике фрески. Поэтому можно утверждать, что покупал Олег Д-н работу, стилистически похожую на живопись Репина и с подписью Репина, но не более того. Дальше - несколько месяцев экспертной работы весьма уважаемых специалистов, и в журналах первых десятилетий XX века отыскивается рассказ о том, как в 1913 году профессор Петербургской академии художеств Киплик предложил своему маститому коллеге Репину и более молодому профессору Лансере написать на пластах фрески в новой, недавно появившейся технике темперного письма. (Как бы мы сейчас сказали, в целях продвижения товара на рынок.) Те согласились. Лансере написал автопортрет, следы которого утеряны, а Репин - Христа. Вся история описана в журналах, более того, есть фотографии этих двух работ. Есть Репин, и есть настоящее научное открытие!

После этого картина "продвигается" на рынок через аукцион Гелоса. Неудачливые торговцы видят ее оценку, и им становится "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". У них в руках была сотня тысяч баксов, а они променяли ее на 500 у.е. Логика "новых шариковых" ясна: надо делиться. Они звонят Олегу Д-ну домой и предлагают вернуть картину в обмен на некогда полученные 500 единиц. А когда столь наглый вариант не проходит, подают заявление в прокуратуру. Министерство, пользуясь тем, что картину якобы собираются направить (продать) в государственный музей, блокирует ее аукционирование и берется за "выяснение права собственности". То есть теперь Кочетов, Демушкин и компания будут пытаться доказать, что именно они являются владельцами Репина, а настоящий хозяин вещи Олег Д-н должен оправдываться и отстаивать свои материальные права и свою честь.

Сложившаяся ситуация по-человечески неприятна и опасна как прецедент для функционирования антик-рынка России. До сих пор подобных имущественных споров между дилерами и коллекционерами не возникало. Обычно все споры идут по поводу наследства. А здесь человек, продавший картину, по сути, оспаривает право покупателя перепродавать ее дороже в связи с тем, что этот покупатель, применив свои знания и возможности, сумел определить истинного автора картины. На вопрос, кто мешал предыдущим владельцам провести все эти исследования и открыть миру нового Репина, ответа нет. Леность, непрофессионализм, жажда быстрой и легкой наживы - да мало ли причин, главное, если не сумел заработать сам, отними у товарища, так удобнее. Путь, на который встали инициаторы подачи такого заявления в прокуратуру, может привести к полной блокаде антик-рынка. Если честные сделки можно будет оспаривать в суде "по вновь открывшимся обстоятельствам", как то: экспертные исследования, реставрационные работы, участие произведения в выставочных проектах - все то, что повышает стоимость предмета искусства, - наш рынок встанет. Поэтому в данной ситуации очень важна роль Министерства культуры, которое должно выступить своего рода гарантом прав хозяев произведений искусств при легальной (аукционной и магазинной) продаже. Да и понятия о "чести антиквара" (дилера, коллекционера, торговца) надо бы оберегать.
(с)
http://www.troglodit.ru/node/26987
АД "Гелос", коллекционный аукцион № 39.
Лот 100. Репин Илья Ефимович (1844-1930). Христос в терновом венце. 1913. Фреска, плита, штукатурка, краски «Kunsterfarben». 51x45 cm. Подпись и дата слева внизу: «И.Репинъ 1913». 120000-150000

Pavel 20.06.2009 17:42

Хотели надуть старушку но не тут то было.


Часовой пояс GMT +3, время: 11:19.

Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot