Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство

Оценить эту запись

«Аида» — одна для всех

Запись от Про искусство размещена 17.06.2020 в 13:05

«В искусстве, как и в любви, прежде всего, нужно быть откровенным»
Джузеппе Верди

аида (700x299, 263Kb)


История гласит, что «Аиду» Верди сочинил в 1870 году по заказу тогдашнего египетского правителя. Стороны подписали контракт на огромную сумму — порядка 200 тысяч долларов в нынешних ценах. За эти деньги покупатель получил право первым поставить оперу в Каире. Хедив не прогадал. Премьера прошла с триумфом и стала отправной точкой в музыкальном путешествии «Аиды» по странам и континентам.
Секрет успеха сочинения прост: выразительные и запоминающиеся мелодии, величественные хоры можно слушать бесконечное количество раз. Булгаковский профессор Преображенский, например, непременно откладывал все дела, когда в Большом театре давали «Аиду». Медик-экспериментатор сильно бы удивился, если бы ему довелось узнать, что от партитуры неприкасаемого шедевра в середине 20 века разом отсекли больше половины нотного текста.
В 1953 году к 140-летию со дня рождения Верди на экраны вышел фильм-опера «Аида» продолжительностью всего полтора часа с «копейками».



Аида - Софи Лорен (поёт Рената Тебальди)
Амне́рис - Лоис Максвелл (поёт Эбе Стиньяни)
Радамес - Лучано Делла Марра (поёт Джузеппе Кампора)
Амонасро - Афро Поли (поёт Джино Беки)
Рамфис - Антонио Кассинелли (поёт Джулио Нери)
Фараон - Энрико Формичи (поет Доменико Балини)
гонец - Доменико Болини (поёт Паоло Кароли)
Режиссер: Клемент Фракасси
Государственный оркестр Итальянского радио под управлением Джузеппе Морелли
Танцы: Альба Арнова, Иветт Шовире, Леонид Мясин, Виктор Феррари, Чиро Ди Пардо
Балетная труппа Римского оперного театра

За это время публика могла вдоволь налюбоваться пленительной красотой главной героини, молодой и ещё неизвестной широкой аудитории Софи Лорен.

Вместо 19-ти летней прелестницы с осиной талией за кадром пела состоявшаяся оперная звезда Рената Тебальди. По такому же принципу подавались и другие персонажи. Радамеса озвучил легендарный тенор Джузеппе Кампора, Амнерис — божественное меццо Эбе Стиньяни.

Неискушённый зритель не чувствовал подвоха и не считал себя обманутым. Обыватель получил возможность рассмотреть на крупных планах актёров с безупречными внешними данными, насладиться красивыми панорамными видами и сквозным развитием сюжета, не разбитым на действия, как обычно бывает на театральной сцене. Послевоенное поколение получило возможность, как бы сейчас сказали, виртуально посетить роскошный дворец фараонов в столице древнего Египта Мемфисе. Люди восторгались пьянящим восточным колоритом ритуальных танцевальных сцен, всем сердцем и душой отдавались бессмертному творению Верди. Режиссёр Клементе Фракасси, не замеченный ранее в постановках серьезных опер, создал кассовый шлягер во славу великого итальянского композитора и как продюсер полностью оправдал социальный заказ.

«Аида» стала щедрым подарком судьбы и для Софи Лорен. Музыка Верди в один миг сделала из старлетки талантливую актрису, обладающую яркими драматическими способностями. Изначально дочь эфиопского царя Амонасро должна была играть к тому моменту уже знаменитая Джина Лоллобриджида. Но итальянка, в юности мечтавшая стать оперной певицей, посчитала зазорным для себя открывать рот под чужой вокал.
Не попавшая на киноплёнку Рената Тебальди отыгралась сполна в тот же год в «полноценной» без купюр «Аиде» с хором и оркестром Римской академии Санта-Чечилия. Радамесом был неподражаемый Марио дель Монако. Амнерис снова пела Эве Стиньяни. Работа вошла в тор-10 лучших аудиоверсий этой оперы.
Рената Тебальди
романс Аиды из оп.Дж.Верди "АИДА"
(спектакль в Париже, 1959 г.)




В этом же списке фонограмма 1955 году «Аиды» с Марией Каллас и оркестром Ла Скала. Пресса несколько лет муссировала слухи о соперничестве Каллас и Тебальди. «Аиду» певицы записали друг за другом, но меломаны остались в выигрыше, получив сразу две великолепных исполнения одной гениальной оперы.
Мария Каллас




В 60-е годы в Большом театре в партии Аиды блистала Галина Вишневская. Она же чуть позже пела эту роль в Ковент-Гардене.
Галина Вишневская




Мимо оперы Верди не прошел и легендарный Франко Дзеффиррели — свою первую «Аиду» он поставил в 1963 году, в очередной раз продемонстрировав фирменный почерк, — бережное и трепетное отношение к партитуре, каждой ее ноте и нюансу.

Д.Верди:"Аида" - постановка Франко Дзеффирелли(театр Ла Скала) 2006.




Мастер постигал «Аиду» в течение нескольких десятилетий, снова и снова возвращаясь к бездонной по глубине музыке итальянского классика.

Как тут не вспомнить об ещё одном пункте контракта Верди с египтянами. Документ предписывал выплачивать композитору отчисления за каждое исполнение «Аиды». Впрочем, банальные математические подсчёты бессмысленны, когда речь идет о бесценном приношении всем нам.

*****

Джузеппе Верди (10.10.1813 – 27.01.1901) — прославленный мастер оперного жанра. Он умело овладел всеми тонкостями психологической музыкальной драмы, его стиль узнаваем, а знаменитые оперы и по сей день украшают репертуары крупнейших театров мира. Однако, слава, успех и признание – как известно - далеко не всегда даются легко. Это касается и творчества Верди.
Композитор родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе, на севере Ломбардии в простой крестьянской семье. Талант, данный ему природой, не заставил долго ждать своего проявления.
С самого раннего детства Джузеппе интересует музыка. Тогда родители дарят мальчику спинет — клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. Спустя некоторое время будущий композитор уже изучает музыкальную грамоту и учится игре на органе в деревенской церкви. Казалось бы, судьба благосклонна: 11-летний Верди знакомится с купцом Антонио Барецци — богатым ценителем музыки. Он берёт мальчика под опеку, оплачивает лучшего преподавателя, а позднее Джузеппе продолжает музыкальное образование в Милане. Вот здесь и начинаются первые трудности. Попытка поступить в консерваторию заканчивается провалом — уровень игры на фортепиано недостаточный, да и возраст, мягко говоря, уже неподходящий — Верди на тот момент исполнилось 18. Это потом Миланская консерватория будет носить имя Джузеппе Верди... Несмотря на неудачу , будущий создатель «Травиаты» и «Трубадура» не отчаивается. Он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. А в свободное от занятий время посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. Именно тогда Верди всерьёз задумывается о том, чтобы стать композитором для театра. А это, как оказалось, возможно и без консерваторского образования.
Музыкальная карьера Джузеппе Верди начинается с оглушительного успеха первой оперы «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», премьера которой проходит в миланском театре «Ла Скала». Композитор подписывает договор ещё на две оперы. Так появляются «Король на час» и «Набукко». Но здесь уже не так всё гладко. Первую постановку зрители принимают очень плохо, ко второй же успех придёт только через два года. К тому же Верди настигают горестные события и в личной жизни — друг за другом умирают его двое детей и жена. Композитор переживает огромное отчаяние, творческий кризис, и даже подумывает о том, чтоб вовсе перестать писать музыку. Но, как известно, гении не могут не творить, и даже страшные потери со временем становятся частью внутреннего источника вдохновения. Опера «Набукко», появившаяся на новом уровне творчества, навсегда закрепила за Верди статус успешного композитора. За год спектакль поставили 65 раз. Да и сейчас эта опера не сходит с мировых сцен. Дальше были другие замечательные оперы, все их миланская публика принимала с восторгом. А самое знаменитое сочинение композитора – «Риголетто», – как это ни удивительно, было написано после осознанного решения Верди оставить творческую деятельность — на тот момент признанный автор был уже богат, успешен и даже влюблён.
Верди стал не только уважаемым и любимым автором в своей стране, он стал национальной гордостью, символом единства Италии. Джузеппе Верди говорил: «Искусство принадлежит всем народам, никто не верит в это твёрже, чем я, но оно развивается индивидуально, и если у немцев иная художественная практика, чем у нас, их искусство в основе отличается от нашего, мы не можем сочинять как немцы».

*****


Опера "Аида" в четырех действиях на либретто Антонио Гисланцони, основанное на французской прозаической версии Камилла дю Локля, в свою очередь заимствовавшего сюжет у Франсуа Огюста Фердинанда Мариетте, с собственными композиторскими вставками как в прозаическую, так и в стихотворную версию.
Действующие лица:
ЦАРЬ ЕГИПТА (бас)
АМНЕРИС, его дочь (меццо-сопрано)
АМОНАСРО, царь Эфиопии (баритон)
АИДА, его дочь и рабыня Амнерис (сопрано)
РАДАМЕС, начальник дворцовой стражи (тенор)
РАМФИС, верховный жрец (бас)
ГОНЕЦ (тенор)
Время действия: эпоха правления фараонов.
Место действия: Мемфис и Фивы.
Сюжет оперы-
Перед нами один из самых древних любовных треугольников. Аида, дочь эфиопского царя Амонсаро, томится в рабстве во дворце фараонов в Мемфисе. Она сгорает от любви к молодому полководцу Радамесу, и он отвечает ей взаимностью. Дочь фараона Амнерис также влюблена в Радамеса … Во главе войск Радамес отправляется на битву с Амонсаро. Сердце Аиды разрывается между любовью к Радамесу и страхом за отца - Амонасро. Египетские войска возвращаются с победой, жрецы готовят свадьбу Радамеса и Амнерис. Из-за любви к Аиде Радамес невольно предает родину, в ужасе от содеянного он отдает себя в руки жрецов. Казнь неизбежна …

https://orpheusradio.ru/persons/id/46296
https://orpheusradio.ru/news/stories/2684/aida-odna-dlya-vsekh

Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 72 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 










Часовой пояс GMT +3, время: 15:32.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot