Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Про искусство
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

Королева натюрморта Maria Van Oosterwyck (1630-1693).

Запись от Про искусство размещена 17.12.2012 в 08:39

В XVII веке позволить себе портрет могли лишь женщины, мужья которых занимали высокие посты и должности, либо же женщины, игравшие значительную роль в обществе, например, выдающаяся художница Maria van Oosterwijck . Мария ван Остервейк (нидерл. Maria van Oosterwijk, род. 27 августа 1630 г. Нотдорп близ Делфта — ум. 12 ноября 1693 г. Эйтдам) — нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта. Мария была дочерью протестантского священника Якоба ван Остервейка (1597—1674), третьей из четырёх детей в семье. Оба её родителя были родом из Делфта. После смерти матери Остервейки переезжают в Ворбург, где отец Якоб возглавляет приход. Мария ещё в детстве проявила талант к рисованию, и отец отправляет её в обучение к писавшему преимущественно натюрморты худоржнику Яну Давидсу ван Хему (1606—1684). Мастерство ван Хеема оказало на творчество Марии ван Остервейк огромное влияние. Как и её учитель, она пишет натюрморты, как правило состоящие из цветов.В 1658 году брат Марии, Ламберт, переезжает в Лейден, где изучает теологию. Художница следует вслед за ним, в немалой степени потому, что в Лейдене проживают практически все её родственники. Затем, с мая 1660 года Мария три года проводит в Утрехте, а с середины 1666 живёт и работает в Амстердаме. Здесь она знакомится с известным художником, жившим по соседству, мастером натюрморта Виллемом ван Алстом, который помог ей добиться международной известности. Благодаря знакомству с ван Алстом полотна Марии увидел и высоко оценил великий герцог Тосканский Козимо III Медичи, признавший в декабре 1667 года, что её натурморты по меньшей мере так же хороши, как и работы Willem van Aelst . В Амстердаме Мария в этот период пишет исключительно натюрморты из цветов и фруктов, которые быстро находят покупателей по приличной цене.

Натюрморт с цветами, насекомыми и ящерицей.

Причины популярности цветочного натюрморта были в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.Опять же тюльпаномания, захлестнувшая Голландию.

Ваза с тюльпанами, розами и другими цветами и насекомыми.

Ваза с тюльпанами, розами и другими цветами и насекомыми. (деталь)

Ваза с тюльпанами, розами и другими цветами и насекомыми. (деталь)

Известно, что Мария была очень скромна и религиозна.После того, как художница распродала значительную часть своего творческого наследия, она в 1690 году селится в доме своего племянника Якоба ван Ассендельфта, сына её сестры Гертрут и с 1688 года — пастора в Эйтдаме. В настоящее время известны приблизительно 25 полотен, созданных Марией ван Остервейк. В вышедшей в 1720 году биографии художницы сообщается, что работала она очень медленно и создала относительно немного картин, за которые тем не менее выручала более чем по сто гульденов, что сделало Марию одной из наиболее высокооплачиваемых голландских художников своего времени.Несмотря на это, ей, как женщине, не разрешили присоединиться к Гильдии живописцев Святого Луки.

Натюрморт с набором фруктов и цветов, связаных голубой лентой

Натюрморт с виноградом, ежевикой, красной смородиной, стеблями кукурузы, розами, подвешенными на голубой ленте

Цветы, виноград, ежевика, колос пшеницы и желуди дуба, подвешенные на голубой ленте на гвозде.

Работы её приобретались и европейскими монархами — императором Леопольдом I, королём Франции Людовиком XIV, королём Польши Яном Собесским, штатгальтером Нидерландов и др. Полотна Марии ван Остервийк можно увидеть в крупнейших музеях Санкт-Петербурга, Вены, Дрездена, Лондона, Праги, Флоренции и др.

Натюрморт с цветами.

Натюрморт с цветами, насекомыми и улитками

Натюрморт с цветами, подсолнухом и раковинами.

Цветы в вазе с рельефным украшением

-------------------

Особое место в жизни художницы занимает одна женщина.Историки и биографы, искусствоведы ранее считали, что в мастерской ван Алста Мария ван Остервейк знакомится и заводит дружбу с художницей Гертье или Гертрудой Питерс (Geertruyd Pieters (ged. Delft 13-5-1636 – begr. Delft 15-5-1712).Но это было не совсем так.Кто эта женщина? Вот одна из её работ :

Geertgen Wyntges (1636–1712) . Ваза с цветами в нише на каменной плите. около 1675

"Синие ирисы, жёлтые тюльпаны,
Мелодия ветра, весенних туманов,
Прохлада ириса, улыбка тюльпана,
Цвет южного солнца и синь океана.
Изгибы стеблей, лепестков переливы,
Печальны ирисы, тюльпаны игривы.
Волненье бутона очерченных линий..."

Она же - Geertruid Wynties, Geertruyd Wijntgens, Geertje Pieters, Gertrude Pieters. Voorburg (1658-1667), Amsterdam (1667-1677), Delft (1677-1712).

Леонард Брамер.Женщина, несущая картины по улице Лейдена.

WYNTGES, Geertje, наиболее известная как Гертруда Питерс (Крещена 13.05.1636 Delft. Похоронена Delft 15.5.1712) - художница, специализирующася на написании натюрмортов. Дочь Питера Wyntges, винодела и Барбары Michiels. Geertje Wyntges как и Мария осталась незамужней.Она была первой дочерью Петра и Барбары Wyntges- Michiels. После нее родились ее сестра Мария (1638) и брат Петр (1644) . Geertje Wyntges в большинстве источников известна только по её отчеству Питерс, ранее считалось, что это фамилия.Предполагают что Geertje в качестве домашней работницы появилась в семье пастора Oosterwijck около 1664г., также считается , что она была дальней родственницей Марии. Первое упоминание о связи между Geertje Питерс и Марии Oosterwijck находится в завещании, составленном нотариусом Ван Assendelft в Делфте на 1 ноября 1658 года. Он пояснил,что Мария и ее брат Lambertus в случае их смерти завещают на содержание Гертруды по сто гульденов в месяц. В дополнение к своим домашним обязанностям Гертруде было поручено участвовать в подготовке лакокрасочных материалов для Марии. Спустя время Мариястала обучать её и поручала ей участвовать в создании рисунка цветов. Через несколько лет Гертруда превратилась в настоящего художника натюрмортов. Пик её успеха в живописи приходится на 1675г.Оценка Constantijn Huygens в 1676 году принесла Geertje большой успех.

Ливенс "Портрет Константина Хейгенса" 1628-29 г.

Constantijn Huygens(September 4, 1596 – March 28, 1687).Константин Хейгенс – сын дворянина-дипломата, был воспитан в строгом кальвинистском духе. Поступив на дипломатическую службу, много путешествовал по Италии и Англии. Был секретарем двух принцев Оранского дома: Фридриха Генриха Оранского и Вильгельма II Оранского-Нассау. Его сын Христиан стал известным естествоиспытателем и математиком. Имя Хейгенса носит литературная премия. Он закончил лейденский университете, посетил Англию и Венецию, писал стихи на латыни, французском, итальянском, испанском и голландском языках, сочинял песни и театральные пьесы, интересовался научными открытиями, переписывался с Декартом. Его многочисленные произведения носят отчасти биографический характер или едкую сатиру, где Хейгинс выводит типы «нравственно слепых». Наиболее ценны его пословицы и эпиграммы, изданные в 1672 году отдельной книгой. Играл на множестве инструментов, для которых написал большое количество музыкальных произведений. Свои занятия музыкой считал более важным, чем литературные изыскания.Очень любил заказывать собственные портреты известным художникам. Есть его портреты работы ван Дейка и Томаса де Кайзера. Он принадлежит к миру власти, но уделяет время на посещение писателей и художников. Мария Oosterwijck был в хороших отношениях с этим влиятельным любителем искусства. Под впечатлением от быстрого развития Geertje Питерс, Constantijn Huygens написал 31 марта 1676г. для нее стихотворение "с серебряной палитрой Geertje Питерс - служанка, художник..." Стихотворение является данью уважения к женщинам. Тем не менее, Geertje Pieters не завоевала такой большой репутациии как Мария Oosterwijck или Rachel Рюйша. Цены на арт-рынке резко упали после 1672 года. Около 1684г. закончилось сотрудничество с Марией Oosterwijck и Geertje Питерс как независимый художник вернулась на свою родину Delft. Она пошла работать как художник по керамике на развивающемся производстве делфтского фарфора.Как пишет A. Houbraken - именно от Гертруды стали известны некоторые подробности личной жизни Марии. Марии Ван Oosterwyck делал предложение руки и сердца коллега, учитель, цветочный художник Willem van Aelst (1627-1687) . Мария первоначально приняла предложение с несколькими условиями.Брак может состояться после того, как : 1) Ван Aelst должен в течение одного года работать 10 часов дня в своей студии и не заходить в дом Марии (пожилой художник, воспылав чувством буквально стал осаждать дом Марии, заходя с заднего двора- они были соседями) 2) Ван Aelst не должен показывать свою привязанность к Марии в любое время. В конце года Мария отказалась от его предложения, т.к.Ван Aelst не удалось сохранить свои обещания.напомним, что она была очень религиозна, впоследствии Мария приняла обет безбрачия.

Картины Гертруды Питерс можно посмотреть здесь .
________________

Натюрморт с цветами и улиткой.

Букет цветов.

Цветы и фрукты.

Натюрморт с цветами.(деталь)

Натюрморт-vanitas

На этой картине на одной из страниц книги можно прочесть:"Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить".

***

Волны тюльпанов голландских - природа
плещется ярко во тьму будуара,
глобус и череп -"вчера" и дороги,
в дне настоящем перо мемуаров.

Буквы - следы наших троп и ступеней,
и круговерти сомнений и вспышек
мысли, не стонущей ввысь на коленях,
силою духа жизнь держит Всевышний.

Смерти - обыденность и груз страданий
о несвершившемся, хоть озаренном.
Узел морской - память и зовы далей
без кривых зЕркал насмешки с иронией.

Смех над собой - от безумства леченье,
море голландских тюльпанов зовет в путь!
Шепот песочных часов...Ждет нас время
жизни, зовущей прожить и познать суть.

***

Натюрморт-vanitas (деталь)

Натюрморт-vanitas.Суета сует.

В 1689 году она оставляет живопись. Примерно в это же время художник Михиль ван Мюссер (Michiel van Musscher) пишет её портрет под названием «Портрет-аллегория художницы в её студии», на которой путти увенчивает «королеву натюрморта» лавровым венком.

Michiel van Musscher Dutch, 1645-1705 .Allegorical Portrait of an Artist in Her Studio

С кистью, направленной на себя, художница сидит в своей студии, ожидая щедрые похвалы зрителей. Ее мастерство в преобразовании природы в искусстве подтверждается цветочным натюрмортом, на мольберте, уже исполненном. Слава трубит ее присутствие и путти возлагает лавровый венок на её голову.Статуя Минервы, мифологической покровительницы искусств и атрибуты либерального искусства, такие как палитра и кисти, скульптурные слепки, открытые ноты указывают на высокий статус художника.Хотя костюм и прическа предполагают дату около 1680-1685гг., ее личность как художницы открыта для дискуссий. Полагали ранее, что представленная здесь женщина- это голландская художница натюрморта Rachel Ruysch (1664-1750), но женщина изображенная здесь не соответствует известному подобию Рюйша.Несколько более правдоподобной идентификацией является то, что это Мария ван Oosterwijck (1630-1693), в то время тоже одн из самых уважаемых женщин- художниц натюрморта в Голландии. Учитывая относительно молодой возраст женщины, однако, это предположение также кажется маловероятным.Но стилистически картина имеет много сходств.

***

"Слава Голландии - флот и тюльпаны,
пишет Мария и жизнью кисть пышет,
и бриги в гавань вошли, капитаны
на мостик берег родной встретить вышли.

В шторме тюльпаны, контраст бело-красный
ярче, чем пламя поленьев в камине,
вырвался свет прочь из тьмы безобразной,
флаги цветов в алом с ноткой кармина.

Слава Голландии - флот и тюльпаны,
пишет Мария, и натюрморт дышит
радостью жизни, любви к капитану,
крепкий бриз моря играет марш крышей..."

***

Мария умерла в доме сына ее сестры Якобуса ван Ассендельфта в возрасте 63 лет.
Картины художницы можно посмотреть
здесь .

3707322_68101928_185142500081bf2b671166539e5728bf95b2f237c6 (575x100, 17Kb)

http://www.art-prints-on-demand.com...-a-swag-of.html

http://www.germanposters.de/van-oos...d-muscheln.html

http://mujerespintoras.blogspot.ru/...-1630-1693.html

http://artnc.org/works-of-art/alleg...tist-her-studio

http://gallerix.ru/storeroom/767769950/N/1357534758/

http://en.wikipedia.org/wiki/File:G..._stone_slab.jpg

http://www.mariavanoosterwijck.nl/pieterseng.htm

http://www.absoluteastronomy.com/to..._van_Oosterwijk

http://www.intofineart.com/oil%20pa...aria%20van.html

http://www.mariavanoosterwijck.nl/oeuvre.htm

http://www.mariavanoosterwijck.nl/bouquets.htm

http://cobaltviolet.blogspot.ru/201...own-denver.html

http://elogedelart.canalblog.com/ar...9/20247806.html

http://www.casa-in-italia.com/artpx...ork_Vanitas.jpg

http://www.proza.ru/2011/08/30/934

http://clubs.ya.ru/4611686018427432...parent_id=58919
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post133397953/



Ссылка на оригинал
Размещено в Без категории
Просмотров 4257 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 14:12.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot