Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Книги об искусстве

Оценить эту запись

Марианна Веревкина "Письма к неизвестному"

Запись от Stranger размещена 19.04.2012 в 11:48

В 2011 году в издательстве "Искусство- XXI век", в серии "Записки художника" вышло первое русскоязычное издание книги- дневника Марианны Веревкиной.


Дорогой неизвестный! Я мечтала о Вас,

но без надежды встретиться с Вами

Всякий раз подбирая нужное слово для книги Марианны Веревкиной (1860-1938) «Письма к неизвестному», мы – сотрудники редакции – продолжаем неоконченную дискуссию: дневник? Философские записки? Экзистенциальная проза? Мемуары?

Первое издание «Писем» художницы-эмигрантки на русском языке являет редкий образец соединения разных жанров. Шокирующие откровения перемежаются в них размышлениями о жизни, а пространные рассуждения об искусстве яркими литературными зарисовками.

Признание длиной в жизнь собрано в три тетради, адресованные неизвестному, каким Веревкина именует свое я. Обращаясь к самой себе, она сублимирует потребность во взаимопонимании, обнажая внутренний конфликт. Глубокое одиночество и личная драма в отношениях с художником Алексеем Явленским не помешали богатой и интеллектуально одаренной русской дворянке стать центром притяжения для представителей интернациональной богемы. Веревкина была душой салона, в который превратилась на рубеже веков ее мюнхенская квартира. Обширный список людей, вовлеченных в ее орбиту, включал и лидеров мирового модернизма – В.Кандинского, Ф.Марка, П.Клее – и представителей артистического мира: С.Дягилева, В.Нижинского, Т.Карсавину, А.Павлову. Именно поэтому книгу можно назвать итогом «перекрестного опыления» идей.

Веревкина оставалась человеком своего поколения, сформированным в «викторианском» мире. Сентиментальные сентенции женщины, беззащитной в мире мужчин, сменяются в «Письмах» эгоцентрическим напором эмансипированной личности, избравшей свободную профессию. Горькая рефлексия отражает тяжкий труд самопознания художника-экспериментатора и болезненную «физиологию» слома эпох.

Ее талант живописца и прозаика с особенной силой обнаруживает себя в описаниях пейзажа. Они представляют собой яркие вспышки сознания человека, открывшего для себя Землю в космическом масштабе. Слово обретает плоть красочного слоя, туманные образы символизма вытесняются пронзительным цветом экспрессионистических арабесок.

Художница умерла в швейцарском городке Аскона, где прожила много лет. На ее похороны в феврале 1938 года собрались все обитатели, и с похорон – не «баронессы фон Верефкин», а нищей «асконской бабушки» – шли рядом русский священник и протестантский пастырь.

Издание содержит иллюстративный материал и сопровождается детальным комментарием об эпохе и людях, ее создавших. Может быть, читателю, наконец, удастся определить, к какому жанру отнести уже известные европейскому читателю «Письма к неизвестному».

Марианна Веревкина "Письма к неизвестному"
Размещено в Без категории
Просмотров 4163 Комментарии 2
Всего комментариев 2

Комментарии

  1. Старый комментарий
    Аватар для Stranger
    Запись от Stranger размещена 19.04.2012 в 12:41 Stranger вне форума
  2. Старый комментарий
    Аватар для Stranger


    Запись от Stranger размещена 19.04.2012 в 12:44 Stranger вне форума
 















Часовой пояс GMT +3, время: 09:50.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot