Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Выставки, события
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Community Today's Posts Search

Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства.

 
 
Thread Tools Display Modes
Prev Previous Post   Next Post Next
Old 30-10-2023, 23:28 Original language: Russian        #1
Гуру
 
Ухтомский's Avatar
 
Join Date: Jul 2009
Location: Москва
Posts: 1,129
Thanks: 3,038
Thanked 1,605 Times in 614 Posts
Blog Entries: 6
Reputation: 2584
Default Борис Свешников. Сновидения вечности

О выставке
Наши художники, 10 ноября 2023 – 14 января 2024
Куратор выставки: Наталия Курникова

Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ показывает живопись Бориса Свешникова (1927 – 1998) – известного представителя московского неофициального искусства. Через 25 лет после смерти этого необыкновенного художника определенно стоит внимательно посмотреть на его произведения в ретроспективе, чтобы осознать его место в искусстве, оценить свободу полета фантазии и глубину философских размышлений.

Его работы сначала рассеялись по западным коллекциям, так же и теми же путями, что и творения его коллег – негласный знак признания современниками не на родине. Теперь многие из них вернулись: выкуп и возврат совершало уже другое поколение собирателей из несоветской России. Благодаря этой неутомимой деятельности мы смогли представить на выставке произведения художника, определившего свой индивидуальный почерк уже в ранние 1950-е, а также показать трансформацию художественных подходов в более зрелые годы, вплоть до 1990-х. Экспозиция составлена из работ частных коллекционеров, собрания Галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ, PROMETHEUS Art Foundation и Музея ART.4.

Будучи вписан в нонконформисты, Свешников им по сути не был. Он не высказывал политического или социального протеста, а писал в соответствии присущей ему необходимостью писать. Он блуждал в собственном пространстве фантазий, не ограниченном ничем, но тем не менее взрощенном на перепаханном черноземе мировой и русской культуры.

Трагическое присутствие Смерти в его произведениях, сосуществование жизненных реалий с фантасмагориями Зазеркалья – плод не только одаренного воображения. Год в тюрьме под следствием и семь лет в лагере Ухтижемлаг по сфабрикованному делу развернули сознание совсем молодого человека. Ему открылось то, к чему многие прикасаются лишь на закате дней. Спасала возможность уйти от действительности в плоскость бумаги или холста и «воображать несуществующее», Свешников признавался: «Моя работа – гораздо большая для меня реальность, чем реальная жизнь. Жизнь вне работы кажется мне сном».

Впервые зритель увидит 25 работ; всего в экспозиции размещено 42 произведения живописи. Летом 2022 года Борис Свешников уже являлся перед публикой в Галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ в рамках выставки «Сказки оттепели». В этих сказочных «сновидениях» конца 1950-х годов прекрасное иронично соседствует с отвратительным, реальное по-булгаковски весело и жутковато сосуществует с потусторонним. В некоторых «картинах маслом» угадывается пространство тарусских далей, где обитал за «101-м» километром освободившийся «зек». Среди девяти работ этого времени впервые экспонируются: «Первый снег» (1958), «Колокола», «Обнаженная с фонарем» (обе – конец 1950-х).

Уже в начале 1960-х художник подступается к технике пуантели, которой он работает по фону-имприматуре, варьируя близкие по тону оттенки: «Человек с авоськой» (1960), «Ноябрь» (1964), «Лестница» (1965). В эти годы Свешников все чаще обращается к языку символов – пограничных проявлений бытия/небытия, среди них можно увидеть дерево и его листья, лестницу, деревянный забор или решетку, портал зеркала или окна, очки или око, лягушку, птицу или рыбу.

Картины 1970-х годов становятся еще более условными, а сюжет – мистическим, заставляющим работать воображение зрителя. В это время пуантель уплотняется, набирая силу цвета, и возникает цикл меланхолических холстов с Дамами прошлых времен в сиренево-синем и голубом колорите, среди них – «Воспоминание» (1970), «Сумрачные тени» (1970), «Встреча» (1970), «День ангела» (1970), «Дама в сирени» (1972), «Сон» (1974). Герои первого плана теперь вырастают перед зрителем со своим прихотливым внутренним миром. «Гость-странник», лысый пожилой мужчина, замер у окна и наблюдает, как мальчишки носятся в футбол - «Футбол» (первая пол. 1970-х). В картине «Человек и город» (1975) перед нами предстает воспаленный персонаж с градусником в пальто и шляпе, сзади него – долговязый дом розоватого кирпича, который существует почти как живой объект, во многих работах автора.

Также и картины-пейзажи Свешникова ощущаются как живые организмы, микрокосмы, населенные множеством реальных и нереальных существ. Работы «Ноябрь» (1964), «Лестница» (1965) , «Тень на болоте» (1972), «Зимняя оттепель» (1977) – не объясняют ли они разные состояния человеческой души?

В картинах конца 1970-х годов появляется флуоресцентное свечение – «Визит в августе» (1977), «Следы на снегу»(1977) – предвестник трансцендентности периода конца 1980-х - 1990-х годов. Формальные поиски в области техники письма, фактуры и цвета приводят Свешникова к мерцающему «психоделическому» колориту: «Окурок» (1982), «Смерть в июньский полдень» (1982), «Отплытие» (1987). «Колористическое решение многократно усложняется, появляется мозаичная узорчатость, в результате чего возникает ощущение пульсирующей среды, происходит преображение плоскости холста в некое метафизическое пространство» (Анна Чудецкая): «Павшие листья» (1987) и «Ночное напоминание» (1990).

Владимир Немухин в своих монологах говорил о Борисе Свешникове: «Мне кажется, что он был среди нас последний «мирискусник», только не с «усадебным», а с лагерным опытом. Потому-то его искусство воспринималось как нечто большее, чем утонченная игра со стилем, и не как фантасмагория, отечественная «гофманиана», где видимое является порождением невидимого, в нем было ещё что-то, что сильнее всяких страхов. Он всегда видел перед собой лицо Смерти – и в образе могильного червя, и в тонком профиле капризной красавицы, и в зеленоватой патине готических теней, и в кружевном хитоне ангела, и в пламенных помыслах Вселенной».

К выставке подготовлен каталог со статьей кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Анны Чудецкой. В состав альбома наряду с живописью включен большой раздел работ на бумаге - отдельные рисунки художника и альбом из 32 листов. Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ планирует провести еще одну выставку, посвященную графическому мастерству Бориса Петровича Свешникова.



Ухтомский is offline   Reply With Quote
The Following 3 Users Say Thank You to Ухтомский For This Useful Post:
Barinov (19-11-2023), luka77 (02-09-2024), U_Z (02-09-2024)
 


Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Sold: Борис Свешников Ухтомский Продам 39 30-04-2021 14:30
Sold: Борис Свешников - живопись bykinist Продам 6 22-12-2016 10:44
Sell: Борис Свешников Smirnoff Продам 0 15-11-2013 19:30
Sold: Борис Свешников «Пейзаж» Andrei4810 Продам 2 07-10-2013 20:47
Борис Свешников Сергей Александрович Цены, оценка, атрибуция 4 21-02-2009 02:41





All times are GMT +3. The time now is 18:01.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.