Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Gnesterov
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Оценить эту запись

ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

Запись от Gnesterov размещена 13.05.2024 в 13:15
Обновил(-а) Gnesterov 03.06.2024 в 11:17

[IMG][/IMG] [IMG][/IMG]






ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ
ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ






В прошлом 2023 году, мировая пресса много говорила о 60-летнем цикле, в связи с международной напряженностью, возникшей в связи с событиями на Украине и 60-летием, прошедшим со времени карибского кризиса, не упоминая, что впервые сообщение об этом цикле было опубликовано в моей книге «Часы истории. Ритмы мировой культуры», изданной в Канаде в 2016 году.
Рассматривая циклы, приводимые мною, нужно учитывать, что они основываются не на среднестатистическом настроении общества, а на новых, не стандартных, исключительных артефактах человеческой мысли и чувства, вошедших в историю именно в противоборстве с господствующими настроениями. К примеру, если сейчас в мире господствуют узко-патриотические и националистические настроения, то не трудно догадаться, что в историю человеческой мысли и искусства войдут, как правило, не замечаемые современниками артефакты, компенсирующие односторонность времени, – широта мышления, мировая культура и терпимость к другим культурам и точкам зрения, т.е. интернационализм, интеллектуализм и космополитизм.
Если народные массы агрессивны и фанатичны, то артефакты этого времени будут характеризоваться, напротив, миролюбивыми и медитативными настроениями; и наоборот, когда общество аморфно и расслаблено, искусство и культура становятся активными и агрессивными.
Далее мы рассмотрим тезис о чередовании тридцатилетних периодов с преобладанием настроений творческой части общества, ориентированных на народ, патриотизм, почвеннические и националистические интересы и второй половины 60-летнего цикла ориентированной, напротив, на интернационализм и интеллектуализм.
Здесь, в отличие от моей статьи 2014 года о «60-летнем цикле авангардных десятилетий» https://forum.artinvestment.ru/blog....8941&goto=prev нам придется начинать рассмотрение цикла, не с «авангардного», а непосредственно следующего за ним «медитативного» десятилетия.
Из этого следует, учитывая закон обязательного чередования «активных» и «медитативных» десятилетий, что в первом тридцатилетии будет содержаться только одно «активное» десятилетие между двумя «медитативными», зато во второй половине 60-летнего цикла, наоборот, только одно «медитативное» десятилетие между двумя «активными». Уже одно это говорит не только о формальном, но и принципиальном отличии тридцатилетий между собой.
Не нужно забывать, что артефакты культуры, философии и искусства, вошедшие в историю, сделаны при посредстве очень тонкого слоя творческих людей, тем или иным способом реагирующих на окружающий мир и общественную атмосферу.
А теперь, давайте рассмотрим восемь тридцатилетних циклов, прошедших после взрывного тридцатилетия, окончившегося Великой Французской революцией, ставившей перед собою глобальные, интернациональные цели всемирной свободы, равенства и братства, заложившей основы того общества, в котором мы живем сегодня.

1795-1824 – (национальное, народное) – Среди творческой части общества доминируют разочарование, уныние, спад активности. Рост узко национальных и местнических настроений. В искусстве возрастает интерес к подробности, к детали. Усиление религиозности. Консерватизм. (На фоне поэзии «озерной школы» - наполеоновские войны, основоположник германского национализма – Фихте публикует «Речи к германской нации» и т.д.) – назовем это тридцатилетие «национальным», а противопоставленное ему «интернациональным».

1825-1854 (интернациональное тридцатилетие) - Гете – «пришло время всемирной литературы» (1827) – Гюго – «романтизм – отрицание авторитетов и традиций, свобода, природа, правда, вдохновение…» Появление термина «социалист». 1828 – в США создание «демократической партии». 1830 – французская революция – космополитизм, демократия. – 1836 – Т. Готье – «искусство ради искусства». 1841 – Т. Карлейль – «почитание героев». 1844 – М. Штирнер – «Я! Эгоизм». 1848 – Французская революция – «Манифест коммунистической партии». 1852 – Т. Готье – сборник стихов «Эмали и камеи».

1855-1884 – (национальное, народное) – Курбе 1855 – реализм, тишина – Некрасов – «Ты сын больной, больного века». 1857 – А. Троллоп – «книги английские, как бифштекс» - Л. Толстой – «объективная сфера», «нам нужно… Марфутку и Тараску выучить…» - 1861 – (Россия) – отмена крепостного права. – 1862 - В. Г. Перов – жанризм, социальное обличение. - М. Балакирев – увертюра «Русь». - К. Калиновский (Белосток) – «Мужыцкая правда», газета. – 1863 – Милле - «Человек с мотыгой». – 1865 – Р. Вагнер - «…Чтите наших немецких мастеров…» 1866 - Бисмарк - объединить Германию «железом и кровью». – 1868 – Нечаев «Народная расправа» - 1870 -- (США) – Брет Гарт – местный колорит – проститутки, пьяницы, сквернословы. – 1872 – Р. Вагнер – «Дух нации» - Мусоргский – «Хованщина» - народная драма. – 1873 – (Россия) – «народники» - 1874 – «Импрессионизм». – 1877 – Ч. Пирс – «Прагматизм» - У. Моррис - «охрана народного искусства». – 1880 – Л. Толстой – «Благо только в непротивлении злу и любви». Э. Золя – «натурализм». 1881 - (Россия) – еврейские погромы. 1882 - Г. Ибсен – «Враг Народа» - против власти большинства. 1884 – (Франция) – «Декадентство».

1885-1914 - (интернациональное тридцатилетие) – 1886 – (Париж) – бомбы анархистов – неоимпрессионизм – Ж. Мореас «манифест символизма – Ницше – «По ту сторону добра и зла» - 1887-9 – Эйфелева башня – Ван Гог – «Автопортрет с отрезанным ухом» - 1890 – (США) – движение за реформы (до 1914) – 1891 – стиль модерн. – 1893 – (Париж) – театр мечты – Э. Мунк «Крик» - Моне – «цикл руанские соборы» - Гоген «Таитянские пасторали» - 1894-5 - Р. Киплинг – «Книга джунглей». – 1895 - К. Циолковский «Грезы о земле и небе…» - 1897 – (Базель) - «всемирная еврейская организация» - 1899-1904 – журнал «Мир искусства» - 1900 – Гауди – барочность – 1905 – «Кровавое воскресенье» - Эйнштейн «Теория относительности» - «экспрессионизм» - «Дикие» - 1907 – Пикассо «Авиньонские девушки» - «кубизм» - 1909 – «манифест футуристов» - «война – гигиена мира», - Матисс «Танец» - 1910 – Кандинский – абстракция – «эмансипация от природы» - 1914 – М. Шагал – «Да здравствует безумие»

1915-1944 – (национальное, народное) – 1915 – Клюев с Есениным выступают в национальных нарядах – 1917 – термин «постмодернизм» - 1918 – (США) – реакция на либерализм и реформизм – Джойс – «поток сознания» - «вырвать секрет у жизни» - Шпенглер «Закат Европы» - 1919 – Ясперс «Экзистенциализм» - Стравинский «взгляд назад…простая музыка» - 1920 – (США) – «возвращение к нормальности» - сухой закон – Пикассо – «неоклассицизм» - дадаисты «не надо… ничего, ничего, ничего.» - 1922 – Депортация философов из СССР – Италия – фашизм – «да здравствует диктатура!» - 1923 – Луначарский – «назад к Островскому» - 1923-4 – «Новая вещественность» - 1924 – Бердяев «новое средневековье» - «сюрреализм» (Бретон) – Х. Сутин «освежеванный бык» - Черчилль – консерватор – 1926 – Д. Ривера – «национальные мотивы…земля, народ» - 1928 – Брехт «Трехгрошовая опера» - 1932 – Хемингуэй «Смерть после полудня» - 1933 – Гитлер – «фюрер» - 1934 – «Веселые ребята» - 1935 – Гуссерль «крушение веры в разум». 1936 (США) – Тейт «Реакционное эссе» (за традиции) – Ремарк – «Три товарища» (потерянное поколение) – СССР – «против формализма» - 1937 – Германия - выставка «Дегенеративное искусство» - США – «антиинтеллектуализм» - 1939 – Мировая война – Экзюпери «Планета людей» - 1941 – Шульженко «Синий платочек» - Сталин – «Братья и сестры…» 1944 – Камю – роман «Чума».

1945-1974 - (интернациональное тридцатилетие) – 1945 – Англия – победа лейбористов. «Период исканий и переворотов» - Сикейрос – «Новая демократия» (разрывающая цепи) – 1947 – Эйнштейн призывает к созданию всемирного правительства – 1948 – создание ООН – СССР – аресты «космополитов» - Поппер «я - рационалист» - Ионеско «театр Абсурда» - 1949 – «абстрактный экспрессионизм» - 1950 – США – Комиссия Маккарти – 1951 – Камю «Бунтующий человек» - 1952 – ЦРУ поддерживают авангардную живопись – Поллок «абстракция» - 1953 – Штокхаузен – «электронная музыка» - Англия – трехтомник Байрона – 1954 – «Рок-н-ролл» - Эренбург «Оттепель» - 1955 – Набоков «Лолита» - Раушенберг «Поп арт» - 1956 – Развенчание культа личности Сталина – фильм «Карнавальная ночь» - Англия «рассерженные» - 1957 – «перформанс» - 1959 – «Битлы» - 1960 – Феллини «Сладкая жизнь» - 1961 – «концептуальное» искусство – Кеннеди (президент) – 1962 – СССР – Вознесенский «Треугольная груша» - 1965 – «нонконформисты» - 1966 – Китай – «Культурная революция» - 1967 – «Хиппи» - 1968 – Франция – «студенческий бунт» - 1969 – фестиваль в Вудстоке – «Театр действия» - «Китч» - 1971 – мюзикл «Иисус – супер звезда» - 1974 – Москва – «Бульдозерная выставка» - сериал «Звездные войны»

1975-2004 – (национальное, народное) – 1975 – Тарковский - фильм «Зеркало» (загадочность, клубок воспоминаний) – 1976 – Париж (обзор выставок – меланхолия, пессимизм) – СССР – деревенская проза (Астафьев, Распутин) – 1978 – США – Левин «Прощание с модернизмом» - Тарковский – фильм «Сталкер» - 1979 – Тэтчер (консерваторы) – 1981 – США – «богатство не порок…богатство вернулось» - 1984 – Шнитке – хор «Отче наш», «книга скорби» - 1986 – СССР – «Гласность, перестройка» - 1988 – армянские погромы – «БНФ» (белорусский народный фронт) – 1989 – Тяньяньмэнь – разгон молодежи – Мамонов «Звуки му» - 1992 «Маски шоу» - «Аукцион» - 1993 – Лимонов - «Национал-большевистская партия». 1994 – Начало чеченской войны – 1995 – захват заложников в Буйнакске – 2000 - Мизиано – «…чувство традиции… в искусстве…тема памяти, истории, биографии…»


И в заключение, рассмотрим тридцатилетие, в котором мы сейчас находимся. – 2005-2034 - (интернациональное тридцатилетие) – Таким оно должно быть согласно нашей периодизации. Но, находясь внутри рассматриваемого времени и сталкиваясь с ним непосредственно, без исторической дистанции, мы видим совсем другую картину, разительно противоположную ожидаемой. Начиная с 2005 года, и в нашей стране, и в мире мы видим общество буквально одержимое идеями национализма, приведшими к гражданской войне между некогда братскими Украиной и Россией, которая прямо или косвенно затрагивает большинство стран мира и ставит все человечество на край гибели. Но одно, несомненно – как бы широко не было народное движение, всегда находятся, хоть и в небольшом количестве, люди, способные предвидеть логические следствия и протестующие, хотя бы в душе против общего курса. Сейчас невозможно подтвердить сказанное широким набором убедительных фактов, для этого нужна историческая дистанция. В подтверждение могу сослаться только на свой собственный опыт – громкий успех в Таллинне, в 2006 году выставки, незадолго до этого созданного мной объединения художников «Артель». Выставка была посвящена памяти Борисова – Мусатова и идеям «серебренного века», возрождению благородства, высокой культуры, гуманизма и человеческой солидарности, характерных для 19 века. Ориентиром для нас, всегда были и остаются лучшие образцы культуры всех стран и всех времен, а это и есть «интернационализм» на практике.




Григорий Нестеров 12.05.2024





Желающие еще могут посмотреть выставку Артели "МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ" в музее им. Д.Д. Жилинского в Сочи - выставка работает с 27 апреля по 2 июня 2024 года (выставка продлена еще на месяц) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364741
Размещено в Без категории
Просмотров 978 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 12:47.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot