АНТАГОНИЗМ И СОТРУДНИЧЕСТВО
Григорий Нестеров - работы периода второго авангарда (1965-1975 гг.)
АНТАГОНИЗМ И СОТРУДНИЧЕСТВО
(Что ожидает человечество…?)
Согласно моей книге «Часы истории», человечество, через каждые 2400 лет переживает повторяющиеся состояния, подобные сезонам года.
Можно провести аналогию и с суточными изменениями солнечной активности.
Назовем этот 2400-летний период «эрой».
Здесь, так же как в годовых и суточных изменениях, события могут быть описаны схематически при помощи круга.
Если мы проведем через центр круга диаметр, окружность будет разделена на две равные части, где направление движения будет противоположным.
Это значит, что через каждые 1200 лет (или половину «эры») общее направление движения человечества меняется на противоположное.
Меняется стиль поведения, привычки, культура, философия, искусство и т.п.
Если следовать сезонной аналогии, в половине «эры», соответствующей «весне» и «лету», происходит усиление активности. Общество дробится на антагонистические элементы. Друг другу противостоят личности, группы по интересам, классы, нации. Стремление к свободе, эгоистические настроения и взаимная борьба, достигают крайних, несовместимых с жизнью человечества пределов.
Стилистику движения общества в этой половине «эры», можно назвать «центробежной», или «разбегающейся».
Во второй половине «эры», соответствующей «осени» и «зиме», направление движения общества меняется на противоположное.
Постепенно приходит понимание, что без взаимного согласия и сотрудничества, ни один человек, ни группа, ни государство, не смогут решить свои проблемы.
Жизнь вынуждает идти друг другу навстречу, идти на компромиссы, договариваться…
Это движение можно охарактеризовать как «центростремительное».
Сейчас общество вступает на этот не простой путь.
Потребуется (и уже происходит) кардинальная переоценка («перезагрузка») всех ценностей, всех взглядов, которыми мы до сих пор пользовались.
Неизбежно поменяются культура, искусство, философия.
Поменяются наши симпатии и антипатии.
СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОНИМАНИЕ МИРА КАК ЦЕЛОСТНОСТИ
будут лежать в основе нового поворота человеческой жизни и мысли на ближайшие 1200 лет!...
Это схема. В реальности, в жизни человека, в разной пропорции присутствуют оба направления. Ведь, для освобождения от связей («пут») целого, нужно наличие этого «целого». И наоборот, для осуществления единства и целостности должно присутствовать нечто дробное, «отдельное».
В том или ином случае речь идет о доминировании центробежной или центростремительной тенденции и о направлении вектора ее развития (убывание или возрастание тенденции).
Пик центробежной тенденции уже пройден обществом.
Но даже в самом разгаре антагонистической борьбы всех против всех и роста цинизма и аморализма, с регулярной частотой возникали идеи сотрудничества, мира и справедливости. Но эти идеи были неким миражом, далекой призрачной, но увы, недостижимой мечтой.
В реальности же, господствовала другая идея или «идеал», стремившийся к воплощению.
В качестве этого идеала часто выступал бескомпромиссный, бесстрашный и безжалостный герой – викинг, крестоносец, рыцарь.
Вначале подвигами героев руководили «идеальные» мотивы – защита интересов церкви или благосклонность «Прекрасной Дамы», затем, все более узко понимаемые, патриотические и меркантильные интересы, сначала государства, затем личности.
Поражает отсутствие сочувствия к конкретному человеку. В одном из крестовых походов против еретиков (1208) римский папа призывал - «Убивайте всех, бог на том свете разберет своих».
Постепенно благородные мотивы заместились макиавеллизмом, аморализмом, цинизмом. В 19 веке, байроновский романтический герой – бунтарь, одиночка, начинает осознавать свою обреченность. В лермонтовском «Герое нашего времени» он «лишний» человек.
В это же время (1843) Кьеркегор утверждает: «…все лишь ветер и дым… миг – то вокруг чего все вращается».
Закономерно, что оторванные от целого герои и время – нонсенс, бессмыслица…
С этого момента депрессивные настроения начинают все чаще и чаще овладевать обществом.
Ницше пытается реанимировать понятие героического и переворачивает мораль с ног на голову («По ту сторону добра и зла», «Антихрист»).
Сейчас мы знаем, что и для него лично, и для его последователей это кончилось катастрофой…
Лишенное сочувствия и вооруженное новейшей техникой общество, приходит к Хиросиме и Нагасаки…
Одна за другой происходят техногенные катастрофы.
Но не все так мрачно…
Чем сильнее сгущается мрак, тем больше человек тянется к свету!
Еще в 1795 году Иммануил Кант выдвигает идею международного правительства («Учение о вечном мире»).
После кровопролитной второй мировой войны создается ООН.
Возникает понимание мира как «биосферы» и «ноосферы».
Меняется модель мира в нашей голове.
Привычный образ героя – бунтаря теряет свою привлекательность.
По непреложному закону цикличности новый идеальный «герой» будет занят восстановлением утерянных связей гармоничного и целостного мира…
Григорий Нестеров 5.5.2015
Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
Часы истории. Ритмы мировой культуры
Accent Graphics, Ottawa, 2016 https://www.facebook.com/groups/3214...85213/?__cft__[0]=AZWj8mXZdKz4gRIM8zVenC7ebGYu4KUfdjedZlhh1nab0Kn3C U2sLlQTKCb2Wlr-B-_2f94BZNorqcNyomv3dwR6ljpntgBknodZmOQVT139FlldGu7X VVhdN-6-ldJZaGo5DYnx5VPv9yvFG392ouTGxmHfVshsGKtpcblomQCcVa CkBsOF3yvoCutJxW-7RcY&__tn__=%2CO%2CP-R
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781 «Эры истории»
http://www.newtheory.ru/culture/ritm...034d985c4a3eda “Ритмы мировой культуры»
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=283691 (Все циклы 600-летнего этапа «Лето» (1405-2004))
https://www.facebook.com/groups/3522...7238281325289/ «Нас ожидает авангардное тридцатилетие»
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=284071 «Что ожидает человечество…?»
http://www.newtheory.ru/culture/ritm...034d985c4a3eda
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%[email protected] https://www.facebook.com/gregory.nesterov http://gnesterov.blog.tut.by/
http://www.art-fakt.com/ru/gallery/nesterov http://forum.artinvestment.ru/blog.php?u=735901 http://www.newtheory.ru/culture/?sid...c18f1b9f07ca9c http://www.historicus.ru/forum/viewforum.php?f=7
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=287061 "Antogonism and cooperation"
THE ANTAGONISM AND COOPERATION
(What awaits the mankind...?)
According to my book "The hours of history", the mankind by every 2,400 years undergoing for a recurring condition which resemble with a seasons of the year.
It can draw and as an analogy with the daily changes in solar activity.
Let’s call this 2400-year period as the "era."
It as in the annual and daily changes, events can be described schematically by means of a circle.
If we draw through the center of the circle diameter it will be divided into two equal parts, where the direction of movement will be opposite.
This means that every 1200 years (it is half of the "era"), the general direction of the movement of humanity will be reversed.
Here is the changing of a style behavior, habits, culture, philosophy, art, etc.
If we will follow by the seasonal analogy, so half of the "Era" which corresponding to the "spring" and "summer" will be with the increased activity. Here the society is divided into antagonistic elements. This is the confrontation of each other, of the individual and interest groups, classes, nations. The desire for freedom, selfish sentiments and mutual struggle reach of the extreme which becoming incompatible with the life of humanity.
The style of the society movement in this part of the "era" can be called as a "centrifugal" or "scattering."
In the second half the "era" which is corresponding to the "autumn" and "winter", the direction of the movement of society is reversed again.
Gradually comes the understanding that without of the mutual consent and cooperation, neither one person or the group, nor the state will not be able to solve their problems.
The life forced us to go to meet each other for the compromise, for cooperation...
This movement can be described as the "centripetal".
Today the society enters by this not so easy path.
It will be a need for the radical revaluation of all values and all accustomed views.
Inevitably will be the changing of the culture, art, philosophy.
It will to have the changing of our sympathies and antipathies.
THE COOPERATION AND UNDERSTANDING OF THE WORLD AS INTEGRITY
will be the basis for a new turning of the human life and thoughts over the next 1,200 years! ...
This is a scheme. In the reality, in the life by varying proportions are present that both directions. After all, for the release from the bonds ("chains") of that whole, it is necessary the presence of this "whole". And on the contrary, for the unity and integrity must be the existence of something fractional or "separate."
In that or another particular case we are talking about the dominance of a centrifugal or centripetal tendency and the direction of the vector of its development (the increasing or decreasing trends).
The peak of the centrifugal tendencies by the society has already passed.
But even in the midst of an antagonistic struggle of all against all and of the cynicism and immorality growth, with the regular frequency appear the idea of cooperation, peace and justice. But these ideas have been as some mirage, as a distant illusory but alas, an unattainable dream.
By the reality has domination another idea or "ideal" which was striving to embody.
As this ideal was often performed the uncompromising, fearless and ruthless character - the Viking, crusader, knight.
At first by theirs heroic feats led the "ideal" motives - to protect the interests of the Church or of the "Beautiful Lady" favor, and then more narrowly defined the patriotic and mercantile interests of the State first, then of the individual.
It is strikingly lack of sympathy for the individual. In one of the crusades against heretics (1208), the Pope called - "Kill them all, the God in another world would to plead their own."
Gradually the noble motives changed by the Machiavellianism, immorality, cynicism.
In the 19th century of Byron's romantic hero is a rebel, individual, that becomes aware of his doom.
By Lermontov's “The Hero of Our Time" his hero “is not needed for society".
At the same time (1843) Kierkegaard says "...The all is only the wind and the smoke...a moment is that around which everything revolves."
Naturally, that detached from the whole the characters and time - is nonsense...
Since that time the depressive moods are becoming more and more strong.
Nietzsche is trying to reanimate the concept of the heroic morality and turns it upside down ("Beyond of the Good and Evil," "The Antichrist").
We today do to know that for him personally and for his followers that all have ended by disaster.
The society that is devoid of sympathy and armed with the latest technology comes to the Hiroshima and Nagasaki...
One after the other occurs by the technique disasters.
But not all is so bad...
The more the darkness thickened, the more people have need for the light!
Still at 1795 Immanuel Kant put forward the idea of a world government ("The doctrine of eternal peace").
After of a bloody World War II was created the United Nations.
There is a growth for understanding of the world as a "Biosphere" and "Noosphere".
It is the changing of the world model in our head.
The familiar image of the hero as the rebel loses its appeal.
According to the law of cyclicity the new ideal of a "hero" will restoring the lost connections of the harmonious and holistic world...
Gregory Nesterov 05.05.2015
All rights reserved. Quoting with attribution. (This article is based on materials of the book "The hours of history ..." (2011))
Keywords: - Cyclical cultural, seasonal cycles, cycles of moods, cycles of the history, rhythmic time.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=285962 “The Tao of History”
Всего комментариев 0