Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Художники, творчество, история

Художники, творчество, история Обсуждение художников, их жизни и творчества, истории создания произведений, любых искусствоведческих вопросов.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 04.09.2008, 12:16 Язык оригинала: Русский       #1
Новичок
 
Регистрация: 04.09.2008
Сообщений: 26
Спасибо: 0
Поблагодарили 40 раз(а) в 11 сообщениях
Репутация: 44
По умолчанию Николай Белянин. Лирика русского пейзажа.

НИКОЛАЙ БЕЛЯНИН. Лирика русского пейзажа.
(к 120-летию со дня рождения художника)

«Пространства открывались без конца. За лугами, усеянными рощами и водяными мельницами, зеленели и синели густые леса, как моря или туман, далеко разливавшийся.
За лесами, сквозь мглистый воздух, желтели пески. За песками лежали гребнем на отдаленном небосклоне меловые горы, блиставшие ослепительной белизной даже и в ненастное время, как бы освещало их вечное солнце… Словом, не мог равнодушно выстоять на балконе никакой гость и посетитель, и после какого-нибудь двухчасового созерцания издавал он то же самое восклицание, как и в первую минуту: «Силы небес, как здесь просторно!» (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души», Том 2-й).
Читать дальше... 
Поэтический восторг в изображении русской природы, преклонение перед её уникальной красотой присутствуют в произведениях практически всех великих русских писателей. И в живописи пейзаж вдохновлял не одно поколение русских мастеров. Работая над пейзажем, Поленов, Саврасов, Шишкин, Левитан – все они на себе ощущали то благотворное, исцеляющее воздействие на человеческую душу, которое оказывает нетронутая, девственная природа. Достоевский писал: «Какое счастье для нашего народа, что такое огромное количество природы есть у нашего народа и как оздоровляющее должно влиять это на моральное здоровье народа».
Творчество Николая Яковлевича Белянина, беззаветно влюбленного в родные просторы, русского художника, находится в той же кровной связи с истоками национальной русской школы, которая вскормила и воспитала столько замечательных, всемирно известных живописцев. Николай Яковлевич Белянин, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, родился 12 февраля 1888 года в Нижнем Новгороде в семье мелкого служащего речного транспорта, выходца из крестьян. Детство и юношество прошли на пароходной пристани, где из-за крайней нужды в семье ему приходилось во время летних каникул подрабатывать «марочником», то есть ставить на ящиках номера и адреса отправляемых грузов.
В Нижнем Новгороде, как и во многих больших русских городах, среди местной интеллигенции существовали сильные, развивавшиеся годами, традиции общей художественной культуры. Поэтому тяга Коли Белянина к рисованию быстро нашла своего наставника. Его первым учителем стал нижегородский художник и фотограф-энтузиаст Андрей Осипович Карелин. Живя с 1866 года в Нижнем Новгороде, он немало способствовал развитию культурной жизни города. В 1869 основал фотографическое заведение и одновременно художественную мастерскую-студию (впоследствии - школа рисования), в которой преподавал до своих последних дней.
В 1906 году, заработав мелкой чертежной работой и уроками немного денег, Николай Белянин поехал в Казань и поступил в Казанскую художественную школу «въ веденiи ИМПЕРАТОРСКОЙ Академiи Художествъ», бывшую тогда серьезным центром подготовки молодых художников. Казанская школа имела превосходных преподавателей, а когда в 1908 г. туда перебрались еще и П. П. Беньков и Н. И. Фешин, значение казанской школы еще более выросло. Позднее Белянин вспоминал: «Его (Фешина) руководство как преподавателя и работа как художника внесли большое оживление в жизнь школы и много дали нам – его ученикам».
В 1912 г. Николай Белянин получает аттестат об окончании школы и удостаивается звания учителя рисования, черчения и чистописания в средних учебных заведениях и (что особенно для Белянина важно) с правом поступления (без экзаменов) в Высшее Художественное Училище при ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Николай Белянин использует свое право, и в том же году поступает в Академию.
В общих классах Белянин занимался под руководством П. Я. Мясоедова и В. В. Беляева. Но самым существенным оказалось влияние Н. Н. Дубовского, в Пейзажную мастерскую которого Белянин перешел весною 1914 года. Николай Яковлевич вспоминал, что в мастерской Дубовского он, помимо этюдной работы, много занимался композицией и перспективой – овладевал пространством. «Учился, кроме того, на произведениях барбизонцев и наших русских мастеров таких, как Шишкин, Васильев и, в особенности, Левитан».
Первая мировая война прерывает художественное образование Белянина. В июне 1916 г. его призывают на военную службу и направляют в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков, после окончания которой в ноябре того же года отправляют в г. Вятку в 106-й запасной пехотный полк младшим офицером на должность командира взвода.
Далее в автобиографии две сухие строки: «В ноябре 1917 года был уволен от службы по болезни. Осенью 1918 года поступил преподавателем рисования в школу в г. Советске Вятской губернии». Однако из семейных преданий следует, что лихое революционное время, разметавшее прежний уклад и устои, едва не задело черным опахалом саму жизнь молодого прапорщика.
Николая Яковлевича Белянина, скромного в обращении с людьми, знающего почем фунт лиха, в полку солдаты любили и тайком опекали. Поэтому когда грянуло «революционное правосудие», и солдатские Комитеты начали гоняться за «офицерьем», однажды вечером к Белянину, только что списанному в запас, прокрались двое солдат из его взвода и настоятельно посоветовали той же ночью уходить из части. Николай Белянин, конечно, чувствовал отношение к нему рядовых и потому просто доверился им. А на следующее утро в части начались расстрелы…
Но судьба приготовила молодому человеку еще одно страшное «свидание». Когда он, срезав погоны, плыл на пароходе в Нижний Новгород, на одной из пристаней на палубу поднялась компания в дрызг пьяных солдат, которая принялась «просеивать» пассажиров на предмет принадлежности к «врагам революции». Офицеров и подозрительных штатских сгоняли штыками на берег и тут же, ленясь даже дойти до ближайшего оврага, расстреливали на глазах, оцепеневших от ужаса женщин и детей.
У Белянина сработал инстинкт - он свернулся на палубе калачом, притворившись пьяным. Потом, всегда с волнением, он перессказывал семье, как гулко бухали, приближаясь, сапоги, как пнули ногой, требуя встать и доложить кто таков. На что Белянин, не открывая глаз, только выругался матом. Опешивший патруль некоторое время молча пошатывался, потом один из них не то сказал, не то икнул: «Свой!», и смерть снова прошла мимо.
Несколько месяцев Белянин преподает рисование в школе в г. Советске Вятской губернии, а в марте 1919 года его призывают в Красную армию на нестроевую службу в Приволжский запасной полк в г. Вятка. Но в сентябре снова увольняют по состоянию здоровья, и Белянин продолжает преподавательскую работу в Советске.
Только в 1921 году ему удается вернуться в Академию художеств.
Вместо скончавшегося Н. Н. Дубовского пейзажным классом руководит А. А. Рылов. В ноябре 1922 года Белянин сдает дипломную работу и заканчивает Академию, а в декабре переезжает в Москву.
«В искусстве,- вспоминает Белянин, - тогда господствовали так называемые «левые» формалистические направления. В противовес формалистам-космополитам, отрицавшим ценность наследия великих русских художников, группа молодых тогда художников-реалистов объединились в Ассоциацию Художников Революционной России (АХРР). Разделяя полностью их идеи и принадлежа по школе к реалистам, я без колебания вошел в это объединение».
Активно выставляться Н. Белянин начал с 1923 г. (Выставка к пятилетию РККА), затем последовали
выставки АХРР «Революция, быт и труд» (1924, 1925 г.г.), «Жизнь и быт народов СССР» (1926, 1927 г.г.).
С этого времени (1923 г.) Белянин уже работает как художник по договорам и участвует во всех выставках АХРР вплоть до ликвидации Ассоциации в 1932 г. в связи с образованием, объединившего всех, Московского Союза Советских Художников (МОССХ), куда Белянин и вступает.
Главной темой творчества Н. Белянина становится пейзаж. В 1925 г. Белянин предпринимает поездку на Урал в село Тургояк, расположенное у горного озера того же названия. За четыре месяца им написано множество этюдов, а также картины: «На задворках (Урал)», «Село Тургояк», «Старый двор», «Вечер на озере Тургояк», которые стали первыми «отчетными» работами молодого художника к 8-й выставке АХРР в 1926 году.
Красота дикой природы, масштабы «нетронутой земли» производят на Белянина настолько сильное впечатление, что позже, в 1929 году, он снова приезжает в Тургояк, пишет несколько работ, одну из которых («Озеро Тургояк») приобретает Государственная Третьяковская Галерея.
В 1927-1928 г.г. следовали поездки на реку Вятку, на Оку, Волгу. Среди работ этого периода можно выделить картину «Волга, бурный день» 1928 г., показанную на 9-й выставке АХРР в 1929 г. Волжский пейзаж в грозовое ненастье символически объединяет две стихии – темную, бурлящую мутью песка и ила, Волгу и черную грозовую бурю, сошедшую с небес. Здесь еще чувствуются эксперименты с цветом, но передача пространственной глубины безукоризненна. Впоследствии Николай Яковлевич Белянин станет одним из авторитетнейших специалистов в преподавании «воздушной перспективы», к нему за консультациями будут обращаться даже из-за границы.
1930-е - 1940-е годы всецело отданы творчеству и участию в выставках. Белянин окончательно определил свой жанр и добивается от пейзажной картины наибольшей выразительности чувств. Он привержен классической школе: всякий этюд начинает с рисунка, рисунок общий, без углубления в детали. Сам объект не лежит у него под ногами, а видится прямо (без поворота или опускания головы). Вначале Белянин пишет тонким слоем, сильно не нагружая холст. Затем, при проработке деталей, «наплавляет» краску, начинает с яркого, светлого пятна, постепенно переходя к полутонам и теням. Сначала, обычно, пишет землю, а потом, когда этюд прописан, связывает всё тонально с небом. В работах Белянина порой заметна перекличка с Бялыницким-Бируля, иногда с Левитаном, но всегда это очень личное, чрезвычайно поэтическое ощущение природы.
Наряду с Волгой, огромное место в творчестве художника занимало Подмосковье. Живописные окрестности Абрамцева, Свистухи, Быково - как жемчужины в ожерелье чередуются эти работы, пленяя утонченной поэзией среднерусской полосы.
Летние и осенние пейзажи весьма разнообразны: то солнечны и радостны («Рожь» 1948, «Светлый май» 1961), то пронзительно-задумчивы, то тревожны, как бывает мистичен свет и тревожны чувства перед грозой («Перед дождем», 1960).
Один из частых его сюжетов - освещенный солнцем снег с убегающей вдаль колеей и следами на дороге. Но с особенной любовью Белянин писал раннюю весну с проталинами и первыми журчащими ручейками («Пришла весна», 1949; «Гонимы вешними лучами», 1955 и др.).
Характерна запись из его дневника, сделанная 3 марта 1961 года»: «Весна. Снег тает во дворах, оживление среди воробьев… Позавчера ездили с Лидой за город. Там снегу много, река не замерзла и течет, темнея среди девственно-белого снега. Хочется писать на натуре. Надо поехать на днях!».
Николай Яковлевич любил натурные этюды небольшого размера – 25х30 см., 14х20 см. и даже меньше. В 1936, 1937, 1938, 1939 годах он пишет много сюжетов такого формата. В недавнее время не принято было сравнивать творчество советских художников с работами «знаменитых эмигрантов», но огромное наследие малых этюдов Белянина (на картоне, фанере, тонкой доске) несомненно созвучно с творчеством Ивана Павловича Похитонова - самобытного русского художника, мастера живописных миниатюр. В этих «малых формах» Белянин создает такое цельное ощущение природы, такую законченность композиции, передает такое искреннее состояния души, что эти этюды, сами по себе, являются бесспорными произведениями искусства. «Тропинка в поле», «Туман», «Весенний лес» - это всё маленькие жемчужины живописи.
Николай Яковлевич был прекрасным преподавателем, знатоком воздушной перспективы. До 1941 г. он преподавал живопись в Московском художественном училище им. 1905 г. После войны - в Московском институте прикладного и декоративного искусства, где по рекомендациям Александра Герасимова и Георгия Ряжского ему в 1949 году было присвоено звание профессора кафедры живописи. В последние годы жизни (1952-1962 гг.) Николай Яковлевич работал в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское).
Белянин и у коллег слыл непререкаемым авторитетом. Художник В. Н. Перельман вспоминал: «Всю нашу жизнь мы вместе прожили на Масловке. Помню, как часто мы, художники, ходили к нему. Он был великолепный знаток перспективы. И, когда дело запутывалось, мы шли к нему, и он охотно, терпеливо вправлял нам мозги. Это был мастер в прямом смысле этого слова, вооруженный не только традициями, но и умением. Он, один из немногих, владел тайной валерной живописи».
Произведения Н. Я. Белянина чрезвычайно высоко ценятся как профессионалами-искусствоведами, так и любителями живописи. Его работы - в крупнейших собраниях: в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях Калуги, Перми, Кирова, Якутска, Челя¬бинска, Астрахани, Саратова… Вообще, русский классический пейзаж среди знатоков мирового искусства всегда считался безусловной ценностью. Поэтому с сожалением изучаешь списки, утраченных в ходе войны 1941-45 гг., картин из Государственного Русского Музея. Там, в основном, пейзажи, да еще таких мастеров как А. Боголюбов, Н. Дубовской, Ю. Клевер, И. Крачковский, А. Куинджи, И. Левитан. Еще больше работ начала 20-го века: В. Верещагин, В. Васнецов, И. Дроздов, К. Коровин, Б. Кустодиев. Попал в этот список и «Летний полдень» Н. Белянина (1933 г.), (Инв. №7 СО). Вероятно часть картин Белянина, распределенные Худфондом по галереям западных областей СССР, могли оказаться в Германии. Иначе откуда им, время от времени, появляться на европейских аукционах?
Еще одно, очень важное, нужно сказать об этом художнике. Николай Белянин был не только замечательным живописцем и педагогом, оставившим ярчайший след в классическом наследии русского пейзажа, он на протяжении всей своей жизни оставался безукоризненно честным и скромнейшим человеком.
На вечере памяти Н. Я. Белянина в 1962 г., собрались его коллеги и ученики. Выступали Е. Кацман, П. Богачев, В. Перельман, А. Вольтер, Е. Львов. Почти все отметили одну важную особенность творчества Белянина: в пейзажах он прежде всего стремится передать настроение, переживание человека, его работам свойственно то лирическое начало, которое было присуще Саврасову и Левитану. А искусствовед и исследователь творчества Белянина, Александр Нилович Тихомиров, вспомнил замечательную историю: «В 1929 году в Кёльне проходила выставка АХРР-а, где были и работы Н. Я. Белянина. Оказавшийся на выставке некий американский бизнесмен, очень захотел приобрести белянинский пейзаж с Волгой. Он купил работу. Через несколько месяцев он прислал Николаю Яковлевичу такое письмо: «Я деловой человек, сижу в своей конторе; я повесил там вашу картину, и когда я смотрю на природу, я больше чувствую себя человеком».
Ну, как лучше можно отблагодарить художника?
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-7.jpg
Просмотров: 187
Размер:	113.3 Кб
ID:	32115   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-20.jpg
Просмотров: 266
Размер:	337.5 Кб
ID:	32145   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-5.jpg
Просмотров: 235
Размер:	372.9 Кб
ID:	32205   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-4.jpg
Просмотров: 261
Размер:	398.1 Кб
ID:	32215   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-6.jpg
Просмотров: 244
Размер:	267.1 Кб
ID:	32225  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-37.jpg
Просмотров: 261
Размер:	161.2 Кб
ID:	32235   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-84.jpg
Просмотров: 247
Размер:	189.9 Кб
ID:	32265   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-86.jpg
Просмотров: 240
Размер:	271.1 Кб
ID:	32275   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-22.jpg
Просмотров: 226
Размер:	204.7 Кб
ID:	32285   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-13.jpg
Просмотров: 236
Размер:	247.2 Кб
ID:	32295  





Последний раз редактировалось izofond; 04.09.2008 в 12:35.
izofond вне форума   Ответить с цитированием
Эти 9 пользователя(ей) сказали Спасибо izofond за это полезное сообщение:
chealex (06.11.2010), dedulya37 (04.09.2008), Glasha (04.09.2008), iosif (01.10.2008), kron (07.01.2014), SDN (04.09.2008), Евгений (04.09.2008), Кирилл Сызранский (04.09.2008), любитель живописи (21.09.2011)
Старый 04.09.2008, 12:25 Язык оригинала: Русский       #2
Новичок
 
Регистрация: 04.09.2008
Сообщений: 26
Спасибо: 0
Поблагодарили 40 раз(а) в 11 сообщениях
Репутация: 44
По умолчанию Фотоархив к теме

1. Н. Я. Белянин

2. АХРР, слева направо: 1-й ряд сидят - н/у, Е.А. Кацман, П.А. Радимов, Н.Я. Белянин; 2-й ряд сидят - н/у, н/у, н/у; 3-й ряд стоят - н/у, Н.М. Никонов, Б.В. Иогансон, н/у, А.Н. Тихомиров, С.М. Луппов, н/у, П.Д. Покаржевский. 1928 г.

3. Н.Я. Белянин в мастерской, 1932 г.

4. П.И. Котов, Ф. Невежин, А.М. Герасимов, Ф.А. Модоров, В.К. Бялыницкий-Бируля, Н.Я. Белянин, Е.А. Львов. 1948 г.

5. Слева направо: 1-й ряд - н/уст., В.В. Крайнев, С.В. Рянгина, н/у, А.М. Герасимов, В.Н. Бакшеев, н/у, Б.Н. Яковлев, Е.А. Кацман, Ф.К. Лехт, Ф.С. Богородский; <br> 2-й ряд - А.М. Нюренберг, С.В. Герасимов, А.Н. Тихомиров, И.Д. Чашников, Н.Я. Белянин, Е.А. Львов, С.М. Луппов, Г.М. Шегаль, н/у, П.П. Соколов-Скаля, н/у, н/у, н/у,; <br> 3-й ряд - н/у, Н. Козлов, В.Н. Перельман, С.Д. Тавасиев, н/у, Н.М. Никонов. 1954 г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-30.jpg
Просмотров: 146
Размер:	208.5 Кб
ID:	32305   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-9.jpg
Просмотров: 220
Размер:	250.2 Кб
ID:	32315   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-24.jpg
Просмотров: 236
Размер:	112.1 Кб
ID:	32325   Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-27.jpg
Просмотров: 276
Размер:	256.8 Кб
ID:	32335   Нажмите на изображение для увеличения
Название: GRF-33.jpg
Просмотров: 199
Размер:	320.6 Кб
ID:	32345  





Последний раз редактировалось izofond; 04.09.2008 в 12:57.
izofond вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо izofond за это полезное сообщение:
antip (04.09.2008), chealex (06.11.2010), dedulya37 (04.09.2008), Glasha (04.09.2008), iosif (01.10.2008)
Старый 04.09.2008, 16:27 Язык оригинала: Русский       #3
Гуру
 
Аватар для dedulya37
 
Регистрация: 24.05.2008
Сообщений: 5,017
Спасибо: 5,605
Поблагодарили 6,164 раз(а) в 1,668 сообщениях
Репутация: 9520
Thumbs up

Цитата:
Сообщение от izofond Посмотреть сообщение
много занимался композицией и перспективой – овладевал пространством
Потрясающая вещь !!
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: BELIANIN-6.jpg
Просмотров: 307
Размер:	267.1 Кб
ID:	32395  



dedulya37 вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо dedulya37 за это полезное сообщение:
chealex (06.11.2010), kron (07.01.2014)
Старый 09.01.2014, 01:36 Язык оригинала: Русский       #4
Старожил
 
Регистрация: 08.11.2013
Адрес: Москва
Сообщений: 731
Спасибо: 253
Поблагодарили 360 раз(а) в 252 сообщениях
Репутация: 413
По умолчанию

слов нет, какие работы... Просто дыхание останавливается, когда смотришь Зиму, Залив, Луг, Горы. Потрясающий художник. Спасибо за знакомство с его творчеством.
p.s.
Немного завидую тем, кто умеет получать такое же сильное эстетическое удовольствие от созерцания изображения ржавых банок, корявых фантасмагорических уродцев, жутких одноцветных глыболюдей и и прочего авангарда.
Питаю надежды, что мои внуки и правнуки все же будут изучать (в школе) живопись по истинным классическим образцам, а не по этой мутной пене 20 века.



kron вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Художник Николай Полисский представляет Россию на архитектурной биеннале fross Выставки, события 8 24.07.2009 20:24
Фешин Николай Иванович — русский художник Евгений Художники, творчество, история 20 06.03.2009 03:16
Подделки русского авангарда SergeiSK Экспертиза 95 07.10.2008 09:39

















Часовой пояс GMT +3, время: 15:10.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot