Арт-калейдоскопИнтересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке».
По-моему, я перевела для форума статью о преобразовании свободных зон в Швейцарии. В статье, которую я помещаю сейчас, объясняется, что это преобразование не привело и не может привести к желаемым результатам - оздоровлению рынка искусства.
На будущей неделе открывается самая важная ярмарка искусства в мире - Арт Базель.
Возможность увидеть множество произведений, увериться в хорошем состоянии рынка, о котором говорили, что он переживает кризис, а также попить выдержанное шампанское. По традиции перед закрытием ярмирки организаторы распространяют симпатичное коммюнике, пестрящее эпитетами в превосходной степени, цитатами галеристов а может быть, как в прошлом году, и фразой о том, что «на протяжении всей недели работы ярмарки продажи были на удивление многочисленными». Те, кто хотел бы узнать подробности, проходите мимо: ярмарка не сообщает никаких цифр. Впрочем, организаторы ярмарки и не имеют точных данных о прибыли участников: каждая галерея вольна передать или нет информацию о своих разультатах за неделю».
Читать дальше...
Ситуация Арт Базеля ничем не отличается от других: как в Швейцарии, так и за ее пределами это отсутствие прозрачности является постоянным признаком рынка искусства. Чаще всего оно объясняется не слишком благовидными причинами: оно устраивает всех актеров – и маршанов, и коллекционеров, и художников. Но Швейцария, как объясняет историк Себастьян Ге, стала в ХХ веке международным центром торговли искусства не только из-за этого артистической дымки, оккутывающей сделки на рынке искусства: ее политика нейтралитета во время обеих мировых воин помогла ей скупить, а потом перепродать в чрезвычайно благоприятных условиях огромное число произведений искусства, цены на которые вот уже в течение пятидесяти лет побивают мировые рекорды. А свободные от таможенных сборов зоны, расположенные по всем четырем концам страны, помогли ей удержаться на своем месте лидера мировой торговли незаконно приобретенными произведениями искуства. Товар импортируется в Швейцарию и складируется в этих зонах, не досматривающихся таможенниками, в ожидании реекспорта. Чиновники из Берна поправляют нас: « Так было раньше!» - благодаря новому закону о таможне, принятому в прошлом году и обязывающему владельцев складов в свободных зонах вести подробные перечни «чувствительных товаров» (произведения искусства, антикварные предметы, драгоценности…), свободные зоны стали наконец подвластны закону.
Но так ли это? Можно в этом сомневаться. Вследствие сокращения персонала таможенники не имеют возможности эффективно наблюдать за движением товаров в гигантских (как, например, в Женеве) свободных зонах: многочисленные клиенты арендуют там огромные пространства и складируют в них товары, значительная часть которых является «чувствительной». И когда представители федеральных властей хвастаются тем, что с 2005 г. было осуществлено «400 операций по проверке хранящихся там культурных ценностей», так и хочется спросить их : «только 400?». Швейцария должна приложить усилия к тому, чтобы ситуация действительно изменилась.
Этот пользователь сказал Спасибо LCR за это полезное сообщение: