Организаторы Московской биеннале современного искусства раскрыли секреты
Третью Московскую биеннале современного искусства раскручивают в столице не хуже ее венецианской коллеги. Во-первых, куратором мероприятия согласился быть Жан-Юбер Мартен, экс-директор знаменитого Центра Помпиду и куратор классических выставок «Москва — Париж» и «Москва — Берлин». Во-вторых, в числе участников заявлены художники из 25 стран, среди которых Эрвин Вурм, Аниш Капур, Вим Дельвуа, «Синие носы», Юрий Альберт, «АЕС+Ф». Биеннале, получившая название «Против исключения», пройдет с 25 сентября по 25 октября этого года в центре современной культуры «Гараж». Возможно не только зажжение новых звезд, но и рождение новых скандалов.
Читать дальше...
Название биеннале лучше всего разъясняет непосредственно ее куратор. «Против исключения» значит за любое художественное течение и любое авторское воплощение задуманного. Еще несколько лет назад тот, кто следовал любви, например, к классическому искусству, должен был отвергнуть искусство современное. Теперь глобализация в смысле синтеза искусств пришла и в арт-мир. Опытнейший Жан-Юбер Мартен считает, что сегодня настало время «вернуть выставки художникам», дабы те творили согласно велению сердца, а не ради того, чтобы угодить куратору. Поэтому Московская биеннале должна стать панорамой международного современного искусства.
Для куратора Московской биеннале границы современного искусства невероятно широки. Он хочет предложить российским зрителям и критикам, с одной стороны, произведения, основанные на глубинных религиозных верованиях, а с другой стороны, серии портретов обнаженных людей. Автор последних, известный американский художник Спенсер Туник, буквально на днях запечатлел десять отобранных им обнаженных россиян на улицах Москвы. Логично предположить, что в случае с работами Туника найдутся те, кто назовет все это порнографией, а религиозные ассоциации в современном искусстве сегодня в России и так больной вопрос.
Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн полагает, что революция в умах граждан по отношению к современному искусству уже свершилась. Но, пожалуй, до этого еще далеко. Во всяком случае Жан-Юбер Мартен сравнивает нынешнюю отечественную ситуацию с Францией 70-х годов прошлого века, и об этом стоит задуматься. Тем не менее к третьему заходу биеннале все же много удалось: творчество современных художников и правда стало легитимным, постсоветское арт-пространство приобрело какие-то единые очертания, а организаторы практически запатентовали свой собственный формат — не только проведение основной и паралллельной программ биеннале, но также огромное количество специальных проектов и специальных гостей.