Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Выставки, события

Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 18.11.2013, 12:41 Язык оригинала: Русский       #1
Пользователь
 
Аватар для Угрюмый
 
Регистрация: 15.03.2012
Адрес: Москва
Сообщений: 95
Спасибо: 596
Поблагодарили 192 раз(а) в 71 сообщениях
Репутация: 377
По умолчанию Выставка "Магия голландского реализма"

Небытие на ощупь

В ГМИИ имени Пушкина в рамках года России—Голландии открылась выставка "Магия голландского реализма": нидерландская компания ING демонстрирует свою корпоративную коллекцию живописи XX века и свой корпоративный вкус в придачу. Рассказывает АННА Ъ-ТОЛСТОВА.


Взгляд входящего сразу упирается в "Девочку в ренессансном костюме" Карела Виллинка, единственного художника, который имеет честь входить не только в собрание ING, но и в большую историю искусства XX века. Рубенсовская девочка в тяжелом парчовом платье с игрушечной овечкой на поводке, изображенная на фоне регулярного парка, что расстилается в патинировской перспективе аж до самого горизонта, кажется героиней некоего кошмара. То ли ледяной электрический свет, как из "Меланхолии" Ларса фон Триера, дает такой эффект, то ли срабатывает контраст между совсем не детским и совсем не невинным лицом модели и идиллической декорацией в духе старых мастеров, куда это лицо вставлено, как в картину-обманку из провинциального фотоателье. "Девочка" написана в 1945 году — во время оккупации Карел Виллинк, даром что был признан совершенно арийским художником, отказался продавать свою живопись немцам и зарабатывал на жизнь портретами. Однако эта картина при всем ее заказном характере видится размышлением о Старой Европе, которая умерла и которую теперь должны заселить племена младые, незнакомые. Остальные художники из показанных на выставке куда менее известны и как будто бы хотят вступить в спор с Виллинком, доказывая ему своим маниакальным реализмом, что ценности старого мира имеют право на жизнь. Но при этом коллекция ING отнюдь не выглядит манифестацией консерватизма.

Термин "магический реализм", завуалированный в названии выставки, был придуман немецким искусствоведом и критиком Францем Рохом в 1925-м для художников "новой вещественности", но быстро перекочевал в область литературы и практически утратил какой-либо ясный смысл в области визуального искусства. То, что мы видим в экспозиции, представляет собой широчайший ассортимент "измов". От гиперреализма — как в "Коробке" Франса Клемента, из которой того и гляди вывалятся строительные инструменты, до банального академизма — как в натюрмортных постановках Питера Себенса и Бернарда Феркайка. Тут и поклонники Эндрю Уайета вроде Йохана Абелинга с "Домом", что вполне мог бы стать "Домом Кристины". И концептуалисты вроде автора 7 тыс. автопортретов Филиппа Акермана, ученика великого Яна Диббетса. И любители постмодернистских игр вроде Баренда Бланкерта, цитирующего старых итальянцев вперемешку с Жоржем Сера. И та самая "новая вещественность", к каковой можно отнести ровесников Карела Виллинка — Вима Шумахера с серебристыми портретами и пейзажем и Дика Кета с коллажными натюрмортами, возвращающими кубистическому предметному миру иллюзионистическую убедительность. Впрочем, Дик Кет, в "Натюрморте ко Дню святого Николая" зашифровывающий свое имя, поскольку попавшая на праздничный стол кукла-марионетка на западнофризском называется "кет", играет в сюрреалистские игры. Как и Карел Виллинк, северным маньеризмом близкий к Максу Эрнсту и Сальвадору Дали, а картезианством — к Рене Магритту.
Пресловутый реализм, объединяющий всех художников коллекции ING, проще всего назвать китчем. Китч же с легкой руки Клемента Гринберга более не воспринимается как безобидное проявление мещанского вкуса — в китче мерещится политическое, причем популистское и консервативное. Вероятно, патриотическая программа у коллекции ING есть: ведь реализм считается великим достижением голландского золотого века. К золотому веку здесь апеллируют многие художники, а под "Натюрмортом с фруктами на фоне пейзажа" блестящего стилизатора Рауля Хинкеса хочется исправить дату, написав "1635" вместо "1935". Но не скажешь, что мотивы, побудившие собирать эту корпоративную коллекцию, исчерпываются желанием поддержать национальный художественный бренд. Выставка занимает всего три зала, и картины незатейливо распределены по ним в соответствии с жанровым принципом: портрет, пейзаж, натюрморт. Однако при всем фотографическом реализме работ разницы между жанрами не чувствуешь: выдержанные преимущественно в глуховатых серебристо-серых тонах, освещенные преимущественно ровным матовым светом, отличающиеся неестественной четкостью линий, все они поначалу вызывают мысль о типичном голландском пейзаже, а затем начинают казаться натюрмортом. Виртуозным и бесстрастным слепком реальности, из которой ушла жизнь. Не целостным образом реального мира, но набором знаков-индексов, отсылающим к реальному миру как месту преступления, словно трещинка на одном и бантик на другом подлокотнике "Кресла" Баренда Бланкерта. Что отчасти и было описано немодным ныне поэтом Иосифом Бродским в стихотворении, вдохновленном живописью Карла Виллинка: "Вот это и зовется "мастерство": / Способность не страшиться процедуры / Небытия — как формы своего / Отсутствия, списав его с натуры".
http://www.kommersant.ru/doc/2346125



Угрюмый вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Угрюмый за это полезное сообщение:
K-Maler (18.11.2013), kozhinart (19.11.2013), Seriy (19.11.2013)
Старый 19.11.2013, 05:20 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для K-Maler
 
Регистрация: 02.02.2009
Сообщений: 4,600
Спасибо: 9,551
Поблагодарили 3,679 раз(а) в 1,689 сообщениях
Записей в дневнике: 4
Репутация: 6488
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Угрюмый Посмотреть сообщение
В ГМИИ имени Пушкина в рамках года России—Голландии открылась выставка "Магия голландского реализма": нидерландская компания ING демонстрирует свою корпоративную коллекцию живописи XX века и свой корпоративный вкус в придач
Посмотрела фото в интернете, можно понять о чем идет речь... Всегда интересно (если без предвзятости) как продолжается линия реалистического, так или иначе, изображения, неважно как она "называется" - романтической, символической, магической, новой вещественностью, фотореализмом или, новейшее изобретение (противников любого "реализма"), коммерческой....
Печатные отзывы снисходительные и прохладные. Да, уровень музейный но из реализма уже ничего не выжать... С критикой в этом направлении некоторое "недоразумение"... Так увлеклись контемпорари, что как-то выпало из соображения, что такой блистательный пласт искусства как голландский натюрморт не может не дать "продолжения" в собственной стране...
__________________
"Будьте внимательны, сильные личности. Мне кажется, что в настоящее время нет ничего дороже и реже встречающегося, чем честность" (Ф.Ницше "Так говорил Заратустра".)



K-Maler вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо K-Maler за это полезное сообщение:
Seriy (19.11.2013)
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Выставка соц-реализма стран Центральной Азии в Киеве Kopylova Выставки, события 1 04.06.2013 22:33
"Падая вниз, помни о небе". Выставка Наталии Каспирович в галерее "JJDavies" таша Выставки, события 4 12.02.2013 13:14
Выставка «Гедерт Элиас. Магия цвета». Valerit Выставки, события 6 18.04.2012 05:56
Выставка «От социалистического реализма к русскому импрессионизму» Konstantin Фоторепортажи с выставок 28 18.08.2008 09:46





Часовой пояс GMT +3, время: 05:33.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot