По случаю столетия опубликования «Манифеста футуризма» в центре Помпиду открылась выставка, посвященная этому движению.
«Футуризм – это настоящая революция, это движение тем более удивительное, что оно продолжалось очень немного времени – с 1908 по 1914 гг.» - объясняет Дидье Оттенже, кураторо этой замечательной выставки. «От Москвы до Милана, от Парижа до Нью-Йорка, художники и музыканты, поэты и архитекторы объединились, чтобы вместе свергнуть старые ценности и утвердить новые идеи».
Читать дальше...
На выставке представлено 200 первостепенных произведений. Оформление ее строгое, чтобы не затмевать ослепительную палитру художников этого движение, - но современное, - чтобы соответствовать духу этого художественного авангарда. Прямо у входа, в зале, посвященном воинственным итальянским представителям движения, на красном фоне развешаны полотна Умберто Боччони, Карло Карра и Джино Северини, в амбиции которых входило вытеснить кубизм, который они обвиняли в консерватизма, что они и попытались сделать на выставке футуризма в галерее Бернхайма Младшего, организованной в Париже в 1912 г. Все эти шедевры, предоставленные Музеем Современного искусства Нью-Йорке, - они покинули стены музея в первый раз! – совершенно затмевают произведения художников французского кубизма (Робер Делонэ, Пабло Пикассо, Пльбер Глез и Жорж Брак), выставленные в соседнем зале.
Мы находимся у истоков футуризма – бурной реакции протеста против лабораторного кубизма, который исследовал чистую форму с чрезмерным формализмом, и расплатой за это было сведение палитры кубистов к серо-коричневому минимуму. В то время, как кубизм в «Авиньонских девушках» прославляет ню, Манифест футуризма заключается безапелляционным: «Мы требуем полного запрета на ню в живописи на десять лет!».
Аналитизм сменяется стремлением передать динамику. Теоретическая база футуризма. была сформулирована в 1910 г. Теоретик движения Боччони отвергает музейный академизм («Вон из музеев, идите в город!») и ратует за живопись, участвующую в «жизни, клокочущей сталью, гордостью и скоростью». Футуристы ориентируются на «оживляющий поток науки», они утверждают, что «движение и свет разрушают материальность тела».
Движение, полное оптимизма
Парижский Салон Независимых 1914 г. прошел под знаком диалога между кубизмом и футуризмом. «Концепты кубизма и футуризма диаметрально противоположны. Однако на практике эти движения нашли общую почву в живописи, отрицающей парадокс, и в этом вся сила и особенность этого движения» - продолжает Дидье Оттенжэ. Обходя зал за залом, посетитель замечает близость в сюжетах, в трактовке формы, в цветовой палитре у художников, творивших в разных концах Европы - от русского кубофутуризма Давида Бурлюка и его друзей, противовоставлявших итальянскому футуризму с его культом модернизма свое пристрастие к примитивизму, до французских представителей, членов группы под названием «Орфизм», от «вортицизма», основанного в Англии Уиндрэмом Перси Льюисом, до американского футуризма, вобравшего в себя все формы авангарда, включая «Обнаженную, спускающуюся по лестнице» № 2 Марселя Дюшана, этот сгусток дерзости.
Настроенный оптимистически, футуризм изобрел новое отношение человека к современному миру. Но эта несокрушимая вера в будущее пала жертвой Первой мировой войны, положившей конец интернационализму. Машина оборотилась против человека. Выставка заканчивается 1914 годом, не затрагивая проблематики второго футуризма 1920-1930 гг., художники которого были связаны с идеями фвшизма.
До 26 января 2009 г.
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение: