Он жил своеобразной и обособленной жизнью: часто ходил в цирк, любил непохожую на повседневность жизнь - сказочную и необычную, любил Джорджоне, Гойю - его сияющие во тьме цвета, его ошеломляющих женщин, любил удовольствия. ”Запоздалый эпикуреец” - так назвал его Ерванд Кочар .
“Он обожал краски, а когда поклонники и художники дарили ему набор Лефрана - это для него был самый большой праздник. Он их рассматривал, пел от радости, сиял, наслаждался, устраивал смотр тюбиков -“парад алле”. Краски тщательно упаковывались, заливались воском, и отправлялись в сундук, а небольшое их количество шло на “текущий счет”. В этот-же сундук он прятал незаконченную работу, чтобы потом на свежий взгляд лучше понять и продолжить. Как- то он получил заказ на портрет Ленина.Студенты (он тогда вел класс композиции в Академии художеств Тифлиса) спросили его, будет ли он писать портрет любимыми лефрановскими красками. Бажбеук ответил: ”Еще чего, стану я на Ленина тратить Лефрана!”. Его тут же исключили из Академии и студенты лишились своего любимого учителя.” - рассказывает дочь художника Лавиния в книге “О моем отце”.
1913г.- после двухлетнего пребывания в Петербургской Академии Художеств, его призывают в армию и посылают на австро-румынский фронт.
1919г.- вернувшись домой, совместно с Ладо Гудиашвили он открывает первую выставку в Айартуне. На выставке он знакомится с “персидской красавицей” Нектар, которая вскоре стала его женой. У них родилась дочь Лавиния. Через несколько лет они развелись, но Нектар, продолжая любить мужа, так и осталась одна до конца жизни.
Бажбеук женился на Лидии Мешкорудниковой, у них родилось двое детей - дочь Зулейка и сын Вазген.
1935г.- в картинной галерее Армении Р.Дрампян организовывает его первую персональную выставку. Выставка вызвала большой интерес у еще незнакомой с творчеством Бажбеука ереванской интеллигенции и прошла с огромным успехом. ”Неожиданная радость” - написала о выставке Лиля Брик. И тут-же рядом другой рукой написано: “купил бы самую слабую из картин, не покушаюсь на лучшие - им место в Третьяковке!”. Тогда же он знакомится с Чаренцем. ”Интереснее человека я не встречал” - говорил художник.
1937г.- год репрессий, гонений. В газете “Заря востока” опубликована заметка, где Бажбеука называют “врагом народа”. Дружба с Чаренцем (которого расстреляли) и Тицианом Табидзе была более чем достаточным поводом для НКВД. ”Папа со страхом ждал ареста.
Слава Богу, миновало…” (Лавиния Бажбеук-Меликян). Его “всего лишь“ исключили из Союза художников Грузии. Потом, после того как влюбленный в страну Сервантеса, Веласкеса, Сурбарана и Гойи художник написал картину ”Испанские партизаны”, его назвали ”актуальным” и восстановили в Союзе.
Да, на его долю выпали и участие в сражениях на полях первой империалистической, и послереволюционные разруха и голод, и унизительный пресс бериевских стукачей, и всегда безденежье, и всю жизнь неистовая работа в единственной комнатенке в ветхом доме. Но не эти внешние события интересны - ими жизнь художника не избалована, главным всегда было только творчество. Это был художник редкой бескомпромиссности, с болезненной требовательностью относившийся к своему творчеству. По подсчетам членов семьи он создал около двух тысяч полотен, из которых осталось примерно двести. Остальные он уничтожил со всей беспощадностью. ”В 1936г. я составила каталог его работ - их было 110. В 1966г., в год его кончины, оставалось 110 работ. Это при постоянной страстной работе....При появлении новой работы он смотрел на стены - выискивал слабую картину, строго ее рассматривал и беспощадно уничтожал. Ведь нужно было освободить на стене место” (Лавиния Бажбеук-Меликян). “Наверное, если бы у него была мастерская в 100кв.м., то и картин осталось бы гораздо больше” (Зулейка Бажбеук-Меликян)
Не исключено, что впоследствии он сожалел о содеянном. Во всяком случае в письме Минасу он писал: ”Дорогой Минас, советы, конечно, скучная вещь, но разрешите дать Вам один: не расставайтесь со своими работами, в будущем Вы будете мучительно жалеть...”.
Во всех его работах присутствует безудержная жизненная сила и страсть. Они не покидали его до тех пор, пока он мог держать кисть.И он работал, работал до конца дней своих, видя в этом единственное спасение. Его ослабленное недугом тело (он умер от рака и гангрены) все еще напоминало о своей бренности, а вечное было рядом. На холстах и красках. Там жила душа творца..
http://www.yerevan.ru/news/viewnews/368/now/52/302