В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему колосальные средства. За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин русского художника.У Николая Рериха, как и у его старшего сына Юрия после посещения спиритических сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рерихов уже не имеет влияния в оккультно-спиритических «откровениях», как утверждают некоторые искусствоведы. Сам Н.Рерих себя мистиком не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.Оба его сына закончили университеты в Гарварде и стали художниками и выдающимися общественными деятелями, просветителями.Сын Святослав стал сподвижником дела семьи. В основе естественно-научных интересов Святослава Рериха лежало философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими закономерностями.Каксказано в одной из книг Живой Этики, идеи которой овладели Рерихами, что истина в красоте — Космос утверждает на этой формуле эволюцию, направляет мир к овладению Красотою.
Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. Невыразимая аура славы излучается великим произведением, — говорил Святослав Николаевич. — Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении. Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала — духовного или эстетического — приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня. Ну нет!Посмотри, сколько красивых, умных, талантливых людей вокруг! Посмотри, как прекрасно лицо женщины и улыбка ребенка! Посмотри!.. Он дарит нам радость. И вместе с радостью дарит надежду. В художнике всегда живет желание слиться с полотном в одно целое, войти в пространство, которое он создаёт своими руками, физически ощутить единство земного мироздания, раствориться в нем, как сказал Георгий Шишкин - русский художник из Монако.
Затем часть художников образовалась в группу « Бубновый валет» в которую вошли такие художники как Кандинский Вася и его сотоварищи Малевич Казик, Сашенька Экстер -авангардистка и другие, которые потом откололись от абстракционизма на кубизм, футуризм и супремат. В 1914 году в Мюнхене Кандинский знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем. Интересно то, что одним из учеников Леона Бакста был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения и Шагал пошагал подальше, создавая свои группы, общества и ассоциации. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойша Сегал) В 1911 году Шагал на полученную стипендию едет в Париж . После назначения его уполномоченным комиссаром по делам искусств, осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. В 1937 году русский художник Шагал получает французское гражданство. В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. и в последствии создаётся комитет Шагала.
Можно привести сотни примеров когда в мироздании сообществ формируются и распадаются структуры творческих личностей. На первый взгляд создаётся впечатление случайных событий, но когда присмотреться и проанализировать, то приходим к мнению, что ничего нет спонтанного даже и в искусстве.
. Для того чтобы сообщество могло существовать или произведение искусства могло жить, они должна быть способны поглощать из окружающей среды ту энергию, которая им необходима для этой жизни. А для этого нужно создать условия, чтобы внутри этоих сущностей было проще и легче придти к равновесию и покою, чем в окружающей среде обозревателей. То есть, при условии того, что произведениям и их хужожникам меньших иерархических уровней значимости, легче жить внутри сообществ или выставок, чем снаружи в коллективах, государственных учреждениях и за рубежом. Тогда они, эти аномалии меньших иерархий , будут сами стремиться внутрь в соответствующие круги знатоков и ценителей с наименьшими для создателей усилиями и затратами, то есть создать условия добровольности на поглощение энергетических квантов и средств.
Всё стремиться туда, где легче выжить и утвердится. Чем меньше затраты тем эффективней и дольше живёт произведение. Кстати, именно это условие и обеспечивает наличие такого живучего явления у деятелей искусства, элементарная ЛЕНЬ – как средство бездумной попытки экономии сил на поддержание собственной жизни и жизни членов сообщества. И это достигается за счет организации вращения внутри сообщества с привлечением в него значимых лиц со средствами, где всё, что поступает в фонд, избирает свою орбиту собственной жизни будб-то идея или произведение живописи..
А то, что само стремиться попасть внутрь в круг интересов членов и есть поток поглощения, как способность роста и развития культуры.
Внутренняя сфера художественных объединений, где и происходит перераспределение денежного потока по своим орбитам между центром сообществ и меыценатов для поиска устойчивого существования и тех, кто создаёт произведения, тех кто продаёт и тех кто их коллекционирует во внутреннем равновесии, позволяющем всем заинтересованным быть (жить), образует сферу неопределённости в их среде.
Но сами художники не могут организовать ажиотаж вокруг своих картин, потому что у них нет таких способностей, потому что у многих нет стредств и умений, а вот созданные группы, объединения или ассоциации могут.
Поэтому организация сообщества (центра) будущей жизни произведений и их раскрутка и есть обязанность среды, которая способна её создать.
Это и есть естественная необходимая и достаточная способность и обязанность любой культурной среды, как субъекта в собственном самосохранении. Именно это и называется искусственное воспроизводство.
И это происходит в пограничной сфере между центром сообщества самих создателей картин и сферой почитателей, где есть всё то, что художник может дать новой идее в своих произведениях. Вплоть до части создания мнения о картине, вокруг которой и начинает формироваться новаяотвечающая потребительскому спросу атмосфера.
И ей можно присвоить название – сфера воспроизводства, хотя она и является составной частью сферы неопределённости культурных течений..
А группа или ассоциация художников обязаны довести созданные новые идеи картин до возможности их жить самостоятельно и стать выдающимися, имеющую возможность и способность к копированию и воспроизводству.
Естественно, что объединение, как и сами художники, не могут воспроизвести новые веяния и стили в иерархии подобных сообществ, а только среди начинающих или новых равных самих себе. Но на это требуется время. Так как обеспечение средствами культурной среды это задача и её самой и как субъекта высшей художественной иерархии. Для этого она применяет те же принципы, что и любой достаточно самостоятельный, общепризнанный и состоявшийся художественный авторитет.
Вот так и выстраивается иерархическая цепочка причинно-следственных связей художественной жизни в мироздании искусства.
