Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Арт-калейдоскоп
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Community Today's Posts Search

Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке».

 
 
Thread Tools Display Modes
Prev Previous Post   Next Post Next
Old 24-01-2012, 15:19 Original language: Russian        #1
Бывалый
 
Join Date: Sep 2010
Posts: 381
Thanks: 106
Thanked 976 Times in 257 Posts
Reputation: 1953
Default Ускорители частиц как инструменты для исследования произведений искусст

В свежем номере журнала Physics Today американские физики кратко охарактеризовали современные способы исследования произведений искусства и археологических артефактов с помощью ускорителей частиц.

Составить полный список таких методов авторы даже не пытались, отметив, что «искусствоведческие» ускорительные лаборатории могут иметь самые разные конфигурации и успешно работают, скажем, в Париже (при Лувре), Флоренции и Севилье. Намереваясь дать общее представление о перспективах исследований, учёные описали лишь две методики, которые применяются в американском Университете Нотр-Дам.

Первая, эмиссионная спектроскопия индуцированного частицами рентгеновского излучения (PIXES), относится к неразрушающим технологиям. Для анализа по методу PIXES формируется пучок протонов, которые попадают на образец и высвобождают электроны с внутренних оболочек атомов. Другие электроны заполняют образовавшиеся вакансии, рождая характеристическое рентгеновское излучение; регистрируя его, экспериментаторы оценивают элементный состав вещества. Можно сказать, что PIXES представляет собой «усовершенствованный» рентгенофлуоресцентный анализ с возможностью послойного исследования микроскопических участков образца и повышенными точностью и чувствительностью.

Статуэтка из коллекции Университета Нотр-Дам, найденная при раскопках мезоамериканских захоронений. Фигурка готова к PIXES-анализу: на неё выведен пучок частиц от электростатического ускорителя, а в левой части изображения находится кремний-литиевый детектор для регистрации характеристического рентгеновского излучения. (Иллюстрация из журнала Physics Today.)
Методика PIXES уже использовалась при рассмотрении древних монет, где она помогает собирать информацию о процессе чеканки и отслеживать изменения состава (к примеру, в сложные времена серебро в римских динариях постепенно вытеснялось менее ценными металлами, что находит отражение в данных PIXES). В Университете Нотр-Дам также изучаются американские медные украшения, материал для которых могли добывать на месте либо импортировать из Великобритании или Франции. Результаты этого анализа позволяют судить о том, где в XVIII веке проходили границы колоний на Среднем Западе США.

PIXES применялась и для относительного датирования работ Галилея, написанных разными чернилами, и рисунков Дюрера, выполненных серебряным карандашом. Кроме того, эта методика зарекомендовала себя как надёжный способ выявления подделок, испытания которого прошли совсем недавно — в 2011-м, когда специалисты раскрыли германскую преступную группу, успевшую продать более десяти картин, якобы созданных сюрреалистами и экспрессионистами начала ХХ века. Прибыль от реализации подделок, выдаваемых за полотна Генриха Кампендонка, Макса Эрнста, Фернана Леже, Макса Пехштейна и других известных художников, составила около 36 миллионов долларов. При расследовании этого дела учёные (методами дендрохронологии) доказали, что деревянные рамы четырёх картин, которые приписывались Кампендонку, Леже, Пехштейну и Андре Дерену, имеют общее происхождение, а затем провели PIXES-анализ, обнаруживший титановый белый пигмент, в первой трети прошлого века ещё не вошедший в употребление.


«Пейзаж с лошадьми», который фальсификаторы представляли как работу Кампендонка.
Вторая рассмотренная методика, масс-спектрометрия с ускорителем (AMS), родственна обычной масс-спектрометрии, которая уже давно используется для проверки провенанса тех или иных предметов. Перед исследованием ионы в AMS разгоняются до очень высоких кинетических энергий, что позволяет обнаруживать редкие радионуклиды и отделять друг от друга изотопы разных элементов с одинаковыми массовыми числами (например, 14N и 14C).

Поскольку AMS-анализ не требует объёмных образцов вещества и обходится несколькими десятками миллиграммов, этот метод хорошо приспособлен для определения возраста археологических и палеонтологических находок. Такое датирование дало прекрасные результаты при обследовании Туринской плащаницы и мумии Эци.

Подготовлено по материалам Physics Today.




Last edited by Artem; 24-01-2012 at 15:25.
Artem is offline   Reply With Quote
The Following 3 Users Say Thank You to Artem For This Useful Post:
Allena (24-01-2012), Art-Galera (28-01-2012), Lina (25-01-2012)
 


Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Лирика физики. Выставка «Жизнь. Версия науки» на Винзаводе Vladimir Фоторепортажи с выставок 8 06-04-2011 14:42
Богослужение на свежем воздухе Кирилл Сызранский Беседка 1 27-12-2009 23:55
Американские художники из Российской империи Кирилл Сызранский Фоторепортажи с выставок 37 28-07-2009 15:24
Галерея Елены Зениной выставила плакаты 50-х, живопись 20-30-х и совр. художников Lorart Выставки, события 11 02-03-2009 15:19
Физики обнаружили неизвестный портрет кисти Ван Гога fross Экспертиза 2 31-07-2008 15:49





All times are GMT +3. The time now is 17:18.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.