|
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
![]()
При наличии тем по художникам-абстракционистам, отдельным абстрактным течениям, связанным с абстракционизмом событиям и частным вопросам, собственно абстрактное искусство до сих пор не имеет на форуме своей резиденции.
С этим можно было бы мириться, если бы не возникали вопросы, затрагивающие это направление в целом. Но они есть, и тому свидетельство получивший резонанс на форуме спор о том, не превратился ли абстракционизм к 2011 году в обветшалого старца, обреченного вечно пересказывать шамкающим ртом анекдоты минувшей юности. С некоторой точки зрения все картины абстрактны. Различия только в виде и качестве абстракции. И абстракционизм в "собственном соку" - не случайное, наносное явление, имплантированное в искусство идеологией, а выношенный естественным образом плод истории живописи. В свою очередь, осмысление опыта абстрактной живописи привело к более глубокому видению исторических перипетий всего изобразительного искусства. "Продвинутые" знатоки часто говорят: какая разница - фигуратив или нет, была бы картина хорошая. Это правда, но не вся: сводя проблематику абстракционизма к общим суждениям о живописи, мы обедняем свое восприятие абстрактных картин и теряем из виду моменты, важные для понимания судеб живописи в целом. Таков, вкратце, raison d'être (основание) данного топика. Эту тему я вижу как контейнер для неангажированных исследований и др. материалов, знакомство с которыми могло бы сделать дискуссии об абстрактном искусстве более содержательными. В наши дни абстракционизм одними воспринимается как исчерпавший себя архаичный жанр, другие видят в нем бездну нераскрытых потенций, сулящих его новый взлет. Кто правее? Чтобы уклоняться от прогнозов, придумано удобное клише: "будущее покажет". Остается лишь пожелать поклонникам абстрактной живописи (и себе среди них), что когда это будущее наступит, слова Адорно "искусство — обещание счастья, которое никогда не исполняется" не будут звучать как слабое утешение. )) Последний раз редактировалось Art-lover; 13.02.2011 в 00:38. Причина: ошибки системы |
![]() |
![]() |
Эти 31 пользователя(ей) сказали Спасибо Art-lover за это полезное сообщение: | artcol (12.02.2011), DSF (15.02.2011), Flora (13.02.2011), fross (19.02.2011), GalARTA (13.02.2011), Glasha (15.02.2011), I-V (13.02.2011), iside (13.02.2011), Jasmin (22.02.2013), LCR (13.02.2011), luka77 (13.02.2011), NATA NOVA (01.09.2012), prosto_valentina (13.03.2011), qwerty (14.02.2011), Remi (13.02.2011), SAH (13.02.2011), Samvel (17.02.2011), Shushan Kh (28.11.2012), spigo (12.02.2011), Stranger (14.02.2011), Tsop (16.04.2011), zarajara (25.08.2012), Балагур (04.06.2013), Елизавета (31.03.2011), Кирилл Сызранский (13.02.2011), Маруся (13.02.2011), Самвел (18.07.2011), Сима (13.02.2011), Станиславский (14.02.2011), Тамара (16.02.2011), таша (12.02.2011) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #2 |
Гуру
Регистрация: 27.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 1,168
Спасибо: 5,106
Поблагодарили 4,043 раз(а) в 921 сообщениях
Записей в дневнике: 4
Репутация: 8099
|
![]()
Art-lover, попробую обобщить по своему.Живопись по конечной задаче( цели )выражения можно поделить на три вида:материальную формосписывающую(предметную),душевную ( скорее предметную, чем безпредметную) имеющее эмоциональное воздействие,а также духовную(как предметную так и абстрактную)Нахождение духовной составляющей в живописи есть наивысшее ее содержание не требующее при созерцательном переживании наличия прдметных форм.
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #3 | |
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
![]() Цитата:
То, о чем пишете Вы, как мне кажется, относится скорее к вопросу, о котором тот же Ингарден писал, как о различении эстетической и художественной ценности произведения |
|
![]() |
![]() |
Эти 12 пользователя(ей) сказали Спасибо fabosch за это полезное сообщение: |
![]() |
Язык оригинала: Русский #4 | ||
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
![]() Цитата:
Ингарден же не дает предписаний в отношении целей живописи, его задача - описательная: разобраться, почему шедевр отличается от мазни или безразличной ремесленной поделки. Высшую ценность картины он полагал в присутствии "образа", гармонической (возможно, включающей в себя и работающие на образ дисгармонии), сложно организованной, внутренне связанной целостности эстетических и художественных качеств. Причем эту синтетическую ценность картины он рассматривал как качественно определенную, т.е. не сводимую к другим ценностям и, следовательно, выпадающую из иерархий: "Так, например, произведения Рембрандта будут прекрасными по-иному, чем картины Рафаэля или Леонардо да Винчи. И почти нельзя сказать, что произведение одного более высокое, чем другого, что, например, автопортрет Рембрандта в феске прекраснее какого-либо портрета Леонардо да Винчи либо его Монны Лизы." Теория, согласно Ингардену, может поставить проблему создания такой высшей синтетической цельности, но не в состоянии решить ее. А стало быть, не может указать мастеру как и что ему делать. Достижение этой цельности - сродни чуду; выразить все богатство содержания шедевра в понятийной форме также невозможно: "...это уже иная основная проблема: какие и в каком подборе качества, безразличные в ценностном отношении, должны выступать в какой-либо вещи либо быть созданы нами, чтобы они стали эстетически значимыми, respective художественно ценными, и чтобы они могли приводить к конституированию произведения искусства. И надо сказать, большие художники своими творческими актами, как правило, успешно разрешают эту проблему, хотя обычно более или менее глубоко не осознают ее. Но такой практический успех сам по себе еще не ведет к теоретическому разрешению вопроса и к его понятийному выражению. Поэтому теория искусства, как и сама теория эстетических ценностей, отстает от творческой деятельности художников и, как правило, предстает пред нами лишь как чисто научная проблема". (Ингарден) (выделено мной) Что до "духовной составляющей", то ее можно соотнести с тем, что Ингарден называет "метафизическими качествами". Вот интересный фрагмент из книги "О структуре картины", проясняющий вопрос о возможности отражения этих качеств в абстрактной живописи: Цитата:
Последний раз редактировалось Art-lover; 14.02.2011 в 15:25. Причина: добавлен текст |
||
![]() |
![]() |
Эти 14 пользователя(ей) сказали Спасибо Art-lover за это полезное сообщение: | DSF (16.02.2011), fross (19.02.2011), iside (14.02.2011), Jasmin (22.02.2013), LCR (14.02.2011), Peter (14.02.2011), prosto_valentina (13.03.2011), qwerty (14.02.2011), Samvel (17.02.2011), Елизавета (31.03.2011), Маруся (16.02.2011), Самвел (14.02.2011), Станиславский (15.02.2011), таша (14.02.2011) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #5 |
Старожил
Регистрация: 27.11.2008
Адрес: Украина, Львов
Сообщений: 650
Спасибо: 460
Поблагодарили 945 раз(а) в 233 сообщениях
Записей в дневнике: 11
Репутация: 1417
|
![]()
Действительно, очень интересная и важная тема. Огромное спасибо за ее открытие.
Я бы здесь хотел коснуться вот какого аспекта. Исповедуемый Романом Ингарденом феноменологический метод в подходе к восприятию абстрактного искусства, безусловно, очень важен и продуктивен. Однако, попробуем посмотреть на этот вопрос с другой стороны – со стороны «метафизики» абстракции. И здесь, разумеется, необходимо обратиться к открытиям в психоанализе. Фрейд постулировал существование в человеке огромной труднопостижимой для изучения сферы – бессознательного. Именно к ней, по моему убеждению, в первую очередь и апеллирует абстрактное (или нефигуративное) искусство. В противоположность искусству фигуративному, которое в первую очередь обращено к нашей сознательной сфере и укоренившимся там представлениям о форме, композиции, структуре пространства и т. п. Наши сознательные установки в некотором смысле мешают более глубокому проникновению в бессознательное послания художника. Абстрактное же искусство снимает все барьеры для такого проникновения и напрямую апеллирует к нашим психологическим глубинам. Вспомним также о широчайшем распространении так называемой проективной психологии, когда использование абстракции служит ключом к глубинным пластам человеческой психики и помогает человеку глубже понять источник тех или иных своих взглядов на мир, действий и поступков. Простейший пример – пятна Роршаха (приложение). И здесь возникает вопрос: правильно ли применять к оценке абстрактного (нефигуративного) искусства те же критерии, что и к искусству фигуративному, учитывая тот факт, что они обращены к разным сферам человеческого сознания?
__________________
Львовская коллекция Последний раз редактировалось Станиславский; 14.02.2011 в 14:57. |
![]() |
![]() |
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Станиславский за это полезное сообщение: | DSF (16.02.2011), iside (14.02.2011), prosto_valentina (13.03.2011), Samvel (17.02.2011), Елизавета (31.03.2011) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #6 | |
Гуру
Регистрация: 13.02.2009
Сообщений: 7,384
Спасибо: 3,976
Поблагодарили 4,028 раз(а) в 1,687 сообщениях
Репутация: -2
|
![]() Цитата:
Сложите бумагу в двое и налейте в середину чернил или гуаши и получите свое оррригиналное пятно.
__________________
http://pavelntyryshkin.narod.ru/ |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #7 | |
Гуру
Регистрация: 27.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 1,168
Спасибо: 5,106
Поблагодарили 4,043 раз(а) в 921 сообщениях
Записей в дневнике: 4
Репутация: 8099
|
![]() Цитата:
![]() Добавлено через 9 минут Art-lover, Вы совершенно меня поняли сказав о теософной трехступенчатости.Тем не менее утверждаю,что наличие в произведении "образа",так или иначе вплавляется в мое суждение.Большая гора покрывает собой меньшую гору. Последний раз редактировалось Peter; 14.02.2011 в 21:34. Причина: Добавлено сообщение |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #8 | |
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
![]() Цитата:
В изложенном же Art-lover'ом материале речь идет как раз об эстетически ценностных изображениях, об их качественном наполнении, универсальном (по крайней мере с некой статистической значимостью) для некоторой группы людей в определенный исторический период и для определенного общества. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #9 |
Старожил
Регистрация: 27.11.2008
Адрес: Украина, Львов
Сообщений: 650
Спасибо: 460
Поблагодарили 945 раз(а) в 233 сообщениях
Записей в дневнике: 11
Репутация: 1417
|
![]()
fabosch, все правильно. Но возникает вопрос, который я и озвучил: с какими критериями (эстетическими) нам подходить к абстрактному искусству? Будут ли это те же критерии, которыми мы обычно руководствуемся по отношению к искусству фигуративному?
__________________
Львовская коллекция |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #10 |
Гуру
Регистрация: 27.08.2008
Адрес: Москва-Шуши.
Сообщений: 4,525
Спасибо: 4,920
Поблагодарили 5,759 раз(а) в 1,470 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 10306
|
![]()
Почему только к абстракному искусству? Произведение искусства,сколько бы не было вложено туда высоких чувств,интелекта,не может считаться таковым,не пройдя испытание эстетикой.
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
Метки |
абстрактная живопись, абстрактное искусство, абстракционизм, абстракционисты, абстракция |
|
|
|