Продолжая рассказ о последователях «киммерийской школы», мы знакомим читателей с творчеством представителя романтического направления в крымской пейзажной живописи Владимира Соколова.
Владимир Александрович Соколов (1923–1997) родился в Феодосийском районе; в восьмилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Феодосию — город, определивший его творческую судьбу. Впечатления от Картинной галереи им. И. К. Айвазовского, знакомство с её директором Николаем Степановичем Барсамовым побудили юношу всерьёз заняться живописью. В 1940 г. он поступает в художественную студию при галерее и учится там у Барсамова вплоть до 1949 г. Во время войны, когда занятия были прерваны, Соколов вместе с другими студийцами — В. Шепелем, С. Мамчичем — работает в картинной галерее, участвует в упаковке картин Айвазовского для эвакуации в Ереван.
По окончании студии Владимир Соколов поступает на живописное отделение Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша, пользовавшегося репутацией одного из лучших учебных заведений такого рода в стране. В начале 1950-х сюда пришли работать выдающиеся педагоги В. Бернадский, Ф. Захаров, Н. Бортников, воспитавшие целую плеяду замечательных крымских живописцев: достаточно назвать самого Соколова и его сокурсников — П. Мирошниченко, Н. Гаврилюка, С. Мамчича, Н. Драгомирову.
С 1947 г. В. Соколов постоянно участвует в художественных выставках, сначала крымских, а потом и зарубежных — во Франции, Японии, Греции, Болгарии, Англии, Турции. В 1960 г. он становится членом Союза художников, в 1965.м начинает работать на Крымском художественно-производственном комбинате.
Уже в ранних работах — видах Феодосии и её окрестностей — Соколов проявил себя как талантливый мастер панорамного пейзажа. Это не осталось незамеченным: в 1950–1951 гг. по поручению Худфонда СССР молодой живописец разрабатывал эскизы и участвовал в создании тематических панно для интерьеров вокзалов-«близнецов» в Симферополе и Сочи. Однако лучшие масштабные полотна были созданы позже. Программные произведения Соколова «Штормовое» (1968), «В керченском порту» (1984; СХМ), «Керчь» и «Утро в Симферополе» (1984; оба в коллекции галереи «Арт-Бульвар) представляют собой проникнутые эпическим настроем сложные многоплановые композиции, где художник не просто фиксировал, но анализировал натуру, синтезировал свои впечатления, предлагая некий обобщённый образ увиденного. В этом отношении он наследует К. Ф. Богаевского, у которого неоднократно консультировался в годы обучения в студии; не исключено, что он даже брал уроки у легендарного живописца, хотя официально Богаевский учеников не имел.
Панорамные пейзажи Соколова тщательно продуманы, им свойственна выразительность форм, пластическая завершённость рисунка, выверенность тональных отношений. Они представляют Владимира Александровича как замечательного колориста. Свидетельство тому — присутствие во всех картинах объединяющего охристо-розового тона, позволяющего узнавать его работы.
Читать дальше...
Соколов был одним из немногих живописцев, уделивших в своём творчестве внимание столице Крыма — Симферополю. По его зарисовкам и этюдам можно проследить, как менялся облик города, в котором художник прожил всю жизнь. На них запечатлены и всем известные места и объекты, и несохранившиеся до сего дня парашютная вышка или мостик через реку Салгир. Своеобразным памятником исчезнувшему природному ландшафту стала также его картина «Долина ароматная» (1960; СХМ) и подготовительный этюд к ней (частное собрание) с изображением знаменитой плантации роз близ Бахчисарая, принадлежавшей в своё время эфирномасличному совхозу «Ароматный».
Более полувека воспевал Соколов в своём творчестве своеобразную красоту Восточного Крыма. Он любил путешествовать, возвращаясь из поездок с множеством натурных зарисовок карандашом, углём, сангиной или акварелью, масляными этюдами, служившими рабочим материалом для будущих картин — «Феодосия» (1956), «Вершины Кара-Дага» (1965), «Старая крепость Феодосии» (1967), «Казантип. Азовье» (1974) (все — частное собрание). Избегая деталей, художник словно предлагает зрителю дорисовать в своём воображении подробности будничной жизни, протекающей на окраинах городов, в рыбачьих посёлках и татарских деревушках, на пустынном побережье и у скалистых бухт. Для каждого мотива он находит особый приём и особый колорит: в «Двуякорной бухте» (1954; частное собрание) работает широкими пастозными мазками, в «Старой крепости Феодосии» накладывает их живо, порой мозаично, добиваясь импрессионистической вибрации цвета. В данном случае Соколова занимает не столько сам вид, сколько решение чисто живописных задач — передача многоцветья камней, разнообразия их фактур, игры света и тени, рефлексов на их поверхности. В этой и других работах подобного плана — «Домик в горах» (1971), «Рыбачья бухта» (1984; частное собрание) ощущается влияние живописи его учителя Фёдора Захарова, но, скажем, в пейзаже «Изрытая земля» (1968–1969;СХМ) Соколов гораздо ближе художникам-экспрессионистам. Сиренево-розовый закат, отбрасывающий зловещие пылающие отблески на бурую землю, динамичная манера письма извивающимися длинными мазками вызывают ассоциации с полотнами Эдварда Мунка.
Открыть для себя графический дар Владимира Соколова позволили недавние выставки в симферопольских музеях, где экспонировались виды старого города из коллекции жены художника — искусствоведа Розы Дмитриевны Бащенко, занимавшей в своё время должность директора СХМ. Единственный биограф мастера, в прошлом году она выпустила книгу «В. А. Соколов. Путевые заметки», где впервые опубликовала ряд неизвестных широкой публике работ. Самым же крупным собранием живописи Владимира Соколова обладает Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского; хорошая подборка его картин имеется в Симферопольском художественном музее.
Друг семьи Соколовых, искусствовед Людмила Яковлевна Линиченко, долгие годы проработавшая вместе с Р. Д. Бащенко в музее, характеризует Владимира Александровича как человека скромного, застенчивого и малообщительного. По её словам, Соколова не интересовали звания и официальные мероприятия, он избегал собраний, чуждался шумных компаний и даже путешествовать по Крыму в поисках новых мотивов и впечатлений предпочитал один. Неудивительно, что при жизни он так и не провёл ни одной персональной выставки, не издал каталога своих произведений. Первая персональная выставка живописных полотен Соколова состоялась в СХМ уже после его смерти… Похоронен Владимир Александрович в Феодосии — городе, в котором прошло его детство и где началось его становление как художника.