Вместе с тем, куратор говорит о том, что понятие "свобода" потеряло свою наполненность в философском смысле из-за тех процессов, которые происходят в современном искусстве. Поэтому некоторая рефлексия на тему цензуры неизбежна из-за судебных преследований в России кураторов и художников.
Выставочное пространство Spazio Carbonesi было создано в болонском палаццо Замбеккари пару лет назад. С тех пор там проходят перформансы, групповые и индивидуальные арт-выставки, общая черта которых - взаимодействие художников с классическим старинным зданием.
Традицию решили соблюсти и в этот раз.
"Каждому автору был выделен отдельный зал, которым он мог для реализации проекта распоряжаться по своему усмотрению, выстраивать свой диалог с окружающим пространством", - рассказала Хан.
По ее словам, особенного принципа отбора авторов не было, но то, что среди них добрая половина - архитекторы, не случайно.
"В данном случае приветствуется пространственный подход к искусству, и это не совсем простая задача для многих художников", - поясняет куратор.
Так, например, Юрию Аввакумову достался самый большой зал в палаццо - бальный.
"Изначально перед ним стояла очень сложная задача - помимо того, что на потолке зала старинная фреска, так еще и с прошлого года там уже стоит инсталляция Дмитрия Гутова", - рассказывает Хан.
Проект Аввакумова "Минное поле" представляет из себя напольную проекцию звездного неба над Болоньей в день открытия выставки, где звезды превращаются в мины и специальным образом огораживаются, ограничивая передвижение по залу.
А по задумке Кирилла Асса и Анны Ратафьевой во все время работы выставки у каждого зала будет стоять своеобразный почетный караул, как у Мавзолея, в стилизованной под военную форме. Их задача - сохранять тишину и спокойствие и прикрикивать на расшумевшихся зрителей.
Одним из своих самых любимых проектов куратор называет придумку Романа Сакина, известного своими кинетическими объектами. Для итальянской выставки он воспроизвел пространство хрущевки с выдвигающимися из стен белыми параллелепипедами.
С одной стороны, объясняет Хан, это давление ограниченного пространства на личность художника, а с другой - исследование стереотипных представлений о красоте, которые здесь олицетворяют те самые двигающиеся блоки.
Одновременно с выставкой Svoboda проходит Болонская художественная ярмарка, в этом году отмечающая свое 35-летие.
http://rian.ru/culture/20110128/327252804.html