|
Экспертиза Где и как сделать экспертизу. Вопросы по экспертизе. |
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Guest
Сообщений: n/a
|
![]()
Кто? Где? Когда? Как? «Арт-Лаб» ответит официально и оперативно
Корреспондент журнала «Антиквара» беседует с директором Бюро научно-технической экспертизы (БНТЭ) «Арт-Лаб» кандидатом химических наук Еленой Фесенко — Чем обусловлена необходимость создания Бюро научно-технической экспертизы? — Украина — государство с достаточно высокой активностью и оборотами арт-рынка. Однако до сих пор мы не имели технической базы для проведения технологической экспертизы произведений искусства. У нас немало опытных экспертов-искусствоведов, но специалисты-технологи практически отсутствуют. Существуют институт судебных экспертиз, лаборатории реставрационного центра, таможни и бюро Интерпола, но они являются государственными организациями и призваны прежде всего обслуживать интересы государства и правоохранительных ведомств. Их структуры громоздки, не всем доступны и в большинстве своем не имеют узкой направленности на исследование произведений искусства. Лица, заинтересованные в технологической экспертизе, вынуждены были либо в частном порядке обращаться к сотрудникам вышеперечисленных организаций, либо искать знакомых в университетских и академических лабораториях, специалисты которых могли бы взяться за выполнение исследования. Поэтому независимый профильный исследовательский центр полезен всем: тут официально, оперативно, без лишней бюрократической волокиты можно выполнить анализ живописи, икон, фарфора и т. п. — Какого рода исследования будут здесь проводиться? — Дающие возможность уточнить датировку (путем идентификации химического состава), выявить признаки фальсификации и т. д. Большинство исследований — неразрушающие (т. е. без отбора проб), и только в случае необходимости отбираются микропробы. Очень важно, что Бюро не работает с отдельными пробами: эксперты сами отбирают их, фиксируют места отбора (это необходимо для сравнения результатов при исследованиях в других центрах экспертизы). Обычно дорогие вещи рекомендуют исследовать не менее чем в трех независимых центрах, и если выводы совпадут, то это может служить окончательным доказательством подлинности (или наоборот) того или иного произведения искусства. Как, когда, где и кто — вот основные вопросы, на которые экспертиза должна дать ответ. Ключевыми факторами является здесь наличие высокотехнологичного оборудования — исследовательских приборов последнего поколения и квалифицированного персонала. Чтобы не вдаваться в детали, заметим, что примерно каждые 5–7 лет происходит качественный скачок в приборостроении (в повседневной жизни мы это видим на примере мобильных телефонов и компьютеров). Поэтому наше оборудование приобреталось с возможностью полного или частичного «up grade» (улучшения и расширения возможностей) через некоторое время. Поставщики оборудования — известные мировые производители. В частности, спектрометр FTIR (ИК-спектрометр с Фурье преобразованием) Vertex70 — производства Bruker Optics, Германия. Очень важно иметь хорошее программное обеспечение к оборудованию и возможность работы с библиотеками (т. е. покупать готовые библиотеки спектров и создавать свои собственные). Спектрометр FTIR позволяет исследовать минимальное количество веществ в пробе и идентифицировать органические (иногда и неорганические) компоненты — такие, как связующее в живописи, степень их полимеризации, т. е. старение, органические красители, лаки, клеи и др. Также на вооружении Бюро имеется РФА-спектрометр (для рентгенофлюоресцентного анализа), позволяющий определять неорганический состав исследуемого объекта без отбора проб. К методам неразрушающего исследования относится ИК-рефлектография, дающая возможность снимать и выводить на экран компьютера нижележащие слои, рисунки, надписи и др., а также исследования в УФ области и с помощью микроскопии — оптической и цифровой. Применяются также традиционные микрохимические методы анализа (гистохимия красителей и др.) — Кто будет осуществлять такие исследования? — Это самый сложный вопрос. Специалистов не готовят ни у нас, ни за рубежом. Мы пошли по пути Вашингтонской национальной галереи, где в 1984 г. была создана научная лаборатория, во главе которой бессменно находится д‑р De la Rie, имеющий ученую степень в области физической химии. С 1989 г. его правой рукой стала д‑р Barbara H. Berrie (ученая степень в области неорганической химии). Именно они и смогли собрать команду из 10 специалистов, преимущественно химиков, равных которым в области технической экспертизы живописи сегодня нет. Мы также подбирали специалистов, имеющих ученые степени в области неорганической и физической химии и опыт работы с современным оборудованием и программным обеспечением. Технологию живописи они изучали по работам тех же De la Rie и Barbara H. Berrie (уникальный 4‑томник Artists Pigments. A Handbook of their History and Characteristics), атакжемонографиямГренберга, Киплика, Сланского и др. Своим опытом поделились с нами и коллеги из Эрмитажа и ГРМ. — Имеется ли эталонная база образцов, насколько она обширна? — Существуют базы ИК- и Раман-спектров — Irug (Infrared and Raman Users Group), Nicodom, базы пигментов Kremer — спектры веществ, применяемых в живописи, также общие базы, например, Интерпола или японская научная Spectral Database for Organic Compounds по органическим соединениям и др. В среднем готовая база стоит от 2 до 10 тыс. евро и насчитывает десятки тысяч эталонных спектров. «Арт-Лаб» имеет доступ к перечисленным базам, а также создает свою эталонную базу красок и пигментов, покупая образцы красок непосредственно у производителей (т. н. выкраски), записывая собственные спектры, создавая свои библиотеки. — На каких условиях будут выполняться заказы на экспертизу для членов ГАУ и всех желающих? — Существует градация по исследованиям различной степени сложности: сигнальная информация (больше рекомендательного характера), экспресс-исследование (несколько проб неразрушающими методами), стандартное исследование и полное комплексное исследование. Все они отличаются по стоимости и срокам проведения. Для членов ГАУ будет скидка 30%. Специальные скидки будут также для лояльных клиентов. — Существуют ли аналогичные лаборатории в России и Европе? — В России наиболее известные независимые лаборатории — это лаборатория технологической экспертизы «Арт Консалтинг» (директор Ю. Гренберг), центр экспертизы «Гелос». Из государственных — центр Грабаря, лаборатории Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др. После известных скандалов государственным лабораториям запрещено проводить частные экспертизы. Из западных самые авторитетные — научная лаборатория в Вашингтоне, о которой уже шла речь, и лаборатория лондонской Галереи Тейт. Большинство крупных музеев имеет свои реставрационные отделы и исследовательские базы в них, поскольку проведению реставрационных работ обязательно предшествует детальная технологическая экспертиза. — Насколько важна деятельность новой лаборатории с точки зрения формирования в Украине цивилизованного арт-рынка? — Существующая экспертно-технологическая база, безусловно, должна развиваться в соответствии с запросами рынка. На сегодняшний день очень актуальным является вопрос объективной рыночной оценки активов, в том числе и в произведениях искусства. Документализация исследований в соответствии с международными нормами повышает ликвидность предмета искусства. Пакет документов, фиксирующий объективные результаты, может использоваться в юридической практике и хозяйственной деятельности. Он является также базисом для получения оценочного сертификата — документа, который фиксирует стоимость произведения искусства и наделяет его свойствами легитимного объекта товарооборота, кредитования, залогового имущества, страхования и т. д. Безусловно, появление открытого для всех, независимого Бюро научно-технической экспертизы является шагом вперед. Технологическая экспертиза — это констатация объективной реальности, с которой трудно спорить, мощный вспомогательный механизм на пути движения к цивилизованным методам работы арт-рынка. Информация журнала "Антиквар". |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Нужны ли музеи на Украине? | Veronic | Выставки, события | 23 | 13.10.2009 10:45 |
Экспертиза в Киеве (Украине) | allexx | Экспертиза | 33 | 16.04.2009 00:11 |
Антикварная жизнь на Украине: коллекции, антикварные дома, инвестиции | Евгений | Аукционы | 4 | 25.03.2009 07:08 |
Арт рынок на Украине | Евгений | Беседка | 0 | 25.10.2008 17:23 |
|