Павильон СССР в Нью-Йорке в 1939 году
В 1938–1939 годах СССР готовился в числе прочего и к Всемирной выставке в Нью-Йорке. Советский павильон в Нью-Йорке строил архитектор Борис Иофан ( проект Л.Д.Муравина), а бригада художников под руководством Юрия Пименова писала для павильона панно «Новая Москва» («Физкультурный парад в Москве»). Панно «Физкультурный парад», помещенное в зале градостроительства советского павильона , служит фоном для шестиметрового по высоте макета Дворца советов.
Автор общего эскиза Ю.Пименов в первом варианте имел в виду дать физкультурный парад на фоне конкретного пейзажа сегодняшней Москвы: Красная площадь и вид на улицу Горького. Второй , утвержденный вариант эскиза изображал колонны парада на проспекте, идущем от Дворца советов в сторону Юго-западного района. Пейзаж оказался самым трудным местом работы. Над панно работали полтора месяца, считая с момента натяжки холста. Написать за это срок 150 кв.метров холста, конечно, трудно, но бригадная работа много дала её участникам. В окончательном виде работа над панно распределилась между отдельными участниками бригады следующим образом: первые планы писали В.А. Васильев и Ю.Пименов, помогала Е.С.Зернова. Левую часть писали в основном Васильев, отдельные фигуры написаны Пименовым. Первый план правой стороны писал, главным образом, Пименов, отдельные люди написаны Васильевым, мужские головы второго ряда написаны И.Л. Пастернаком. Физкультурную пирамиду в основном писал И.Д.Штанге. Центральную колонну демонстрантов писали Б.А.Шатилов, Штанге, Васильев, Зернова. Архитектуру писали Т.А.Покровская, К.К.Купецио, Шатилов, Пастернак, Зернова. Барельефный портрет тт.Ленина и Сталина на знамени писали Шатилов и Зернова. Купецио писал небо и пейзажи. Екатерина Зернова, один из авторов панно, вспоминает: «Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, — она написана красиво, — а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее — на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказывались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное — строить архитектуру, которую еще никто не видел…» Дело кончилось тем, что художники написали архитектурный фон, едва различимый в туманной дымке.
|