Квинтэссенция французского вкуса, коллекция двух провидцев, собранная в их парижских резиденциях, в феврале 2009 г. будет выставлена на торги в Париже
Их судьбы соприкоснулись полвека тому назад. Они вместе основали дом моделей, который произвел революцию в моде. Они вместе собрали «Коллекцию» с большой буквы, которая еще долго будет служить моделью для будущих поколений.
Читать дальше...
В феврале 2009 г. эта коллекция будет выставлена в Париже на торги аукционным домом Christie's совместно с аукционным домом Пьера Берже. Каково участие каждого из них? Берже и Сен-Лоран никогда не задавались этим вопросом. В 1972 г. они начали собирать коллекцию, размещающуюся в резиденции Пьера Берже на улице Бонапарт и в доме Сен-Лорана на улице Бабилон, и эта коллекция соответствует образу каждого из них, и в то же время составляет одно целое. Она символизирует совершенство утонченного французского вкуса и продолжает традиции Шарля и Мари-Лор де Ноай, четы меценатов и близких друзей художников и поэтов, которых хорошо знали Пьер Берже и Ив Сен-Лоран, и Ротшильдов, как и Берже с Сан-Лораном, сумевших достигнуть магического единства стилей, эпох и континентов.
Берже и Сан-Лорана объединяла страсть, с которой они любили бронзу Возрождения и лиможские эмали, китайское искусство и Ар-деко, работы Матисса, Пикассо, Мондриана, - и картины Жерико и Гойи. Они работали в тесном контакте с торговцами искусством, ставшими их друзьями, и руководствовались одним – своей влюбленностью в тот или иной предмет. Требование у них было одно – «исключительность».
Пьер Берже не захотел, чтобы эти исторические торги были проведены его аукционным домом: «В качестве партнера я выбрал Christie's, так как у нас с Франсуа де Риклес (вице-президентом парижского филиала Christie's) много общего. Я решил, что торги должны происходить в Париже. Мы жили в Париже, и коллекция была собрана в Париже».
«Я не верю в загробный мир, - продолжает Пьер Берже, - поэтому я предпочел все организовать при жизни. Ив, наверное, поступил бы по-другому. Я не мог организовать эти торги, пока он был жив. Но теперь эта глава книги закончена». Выручка от продажи этой легендарной коллекции будет перечислена в Фонд, носящий их имена и расположенный на улице Леонс-Рэно в 16-м дистрикте Париже. Ожидается, что сотни предметов, которые ее составляют, принесут несколько сотен миллионов евро. Christie's решил держать эти торги в тайне до конца сентября, но завсегдатаи парижского рынка искусства уже говорят о минимальном результате торгов в 300-500 миллионов евро.
В течение более сорока лет Пьер Берже и Ив Сен-Лоран, люди с очень разным характером, но идеально дополняющие друг друга, вместе покупали экспонаты, составляющие коллекцию, выбирая их с любовью и смирением. Поэтому от их коллекции исходит дух интимности и искренности, она никогда не прельщается внешним великолепием, как это случается с собраниями некоторых новых коллекционеров, желающих стяжать себе социальные лавры. Это объясняет и смелость их выбора, как об этом свидетельствует «Поклонение» английского художника-прерафаэлита Берн-Джонса, очаровавшего Ива Сен-Лорана.
«Искусство было жизненно необходимо, как вода»
«Когда они подружились, Пьер Берже был готов к открытию для себя искусства. Что же касается Сен-Лорана, для него искусство было жизненной необходимостью, оно было так же насущно для его вдохновения, как вода для жизни. Оно лечило его от депрессий», - рассказывает с гордостью и волнением Алекси Кугель, ставший ближайшим другом дуэта коллекционеров. Берже и Сен-Лоран были верными клиентами его отца, Жака Кугеля, сумевшего привить сыновьям, Алекси и Николя, свой вкус к произведениям искусства.
«Мы были совсем молодыми, но они поверили в нас. Каждый раз, как мы приглашали их в магазин, они тотчас приходили. Очень немногие из коллекционеров способны на это», - рассказывает Алекси Кугель, у которого они приобрели аугсбургские заводные часы-автомат, немецкие гравированные раковины-наутилусы XVII века из золота и электрона, точеную слоновую кость эпохи Возрождения, лиможские эмали - для пополнения коллекции Юбера де Живанши, которую они купили полностью. Овальное блюдо с рельефом, изображающим суд Моисея, стало одним из главных экспонатов коллекции.
Обе резиденции заполнены дивными предметами, которые скоро будут выставлены для публичного осмотра. В салоне Пьера Берже, большого любителя рукописей Бретона, Флобера и Жида, висит великолепный Джейс Энсор - большой, светлый и странный холст «Отчаяние Пьеро», спальня, на стенах которой развешаны анатомический этюд Жерико и рисунок Гриса, служит футляром для потрясающего собрания Memento mori («Помни о смерти») из слоновой кости.
В салоне Сен-Лорана – кресла Ар-деко работы Армана-Альбера Рато соседствуют с парой ваз из металла и лака Жана Дюмана, вошедшей в коллекцию в 1960 гг., с креслом-змеей работы Эйлин Грей 1922-го г. и табуретом в африканском стиле Пьера Легрена, происходящем из собрания модельера Жака Дусэ.
Эти редчайшие предметы, расставленные на фоне темной деревянной обшивки стен, в строгом интерьере, созданном дизайнером Жан-Мишелем Франком, свидетельствуют об их любви к Ар-деко. На стенах висит: портрет дона Луиса Марии де Систу кисти Гойи, «Призрак» де Кирико, две кубистические композиции Фернана Леже, «Натюрморт с табуретом» Пикассо 1914 г., и три Мондриана.
Список предметов нескончаем, происхождение их самое разное: китайские головки крысы и кролика XVIII века из коллекции Мизии Серт, драгоценные украшения эпохи Возрожения, которые собрал с такой любовью Артуро Лопес-Уилшоу... Коллекция отдает дань почтения всем эпохам – вплоть до Уорхола, за парадоксальным исключением XVIII века, которым увлекались так много коллекционеров, и в этом - ее уникальный характер, соответствующий образу этого мифического дуэта.