Старый 18.02.2011, 00:17 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для SergeiSK
 
Регистрация: 10.08.2008
Адрес: Russia, $ochi
Сообщений: 5,666
Спасибо: 1,397
Поблагодарили 6,209 раз(а) в 1,926 сообщениях
Записей в дневнике: 1
Репутация: 9995
По умолчанию Прадо в Эрмитаже

В мире есть с десяток, если не больше, очень богатых музеев. Они огромны, всеобъемлющи, в той или иной мере энциклопедичны, полны шедевров. Какие-то из них принадлежат государству, другие — частные. Какие-то имеют за спиной длинную и богатую родословную, за другими нет и века собственной истории, но истории почтенной. Может показаться, что за очень большие деньги создать роскошный художественный музей можно и сейчас. Увы, при всем желании это невозможно. Американские нувориши пробовали — но ни восхитительное собрание Фрика в Нью-Йорке, ни так удачно добытая американским правительством для вашингтонской Национальной галереи часть коллекции Меллона, в свое время скупившего шедевры Эрмитажа, не смогли сделать то, что делает только время и безупречное происхождение.

Главными небожителями музейного Олимпа остаются музеи королевских кровей. Те, которым даже много слов в названии иметь незачем: Лувр, Прадо, Эрмитаж. К ним как к современным институциям может быть множество вопросов и претензий, критики их ругают в хвост и в гриву, снобы готовы отказаться ходить в них ради более рафинированных и значительно менее популярных среди туристов собраний, но качество их коллекций несомненно. И дело тут не только и не столько в деньгах, которых у королей и императоров совсем не всегда было больше, чем у некоторых их подданных, сколько в системе меценатства, которая, собственно, и вскормила все старое европейское искусство. Великие мира сего могли удовлетворять свои коллекционерские страсти за гораздо меньшую, чем простые богачи, цену. Административный ресурс не есть изобретение нынешнего века.

Выставка в Эрмитаже вроде бы не об этом: нам просто покажут 66 первостатейных шедевров из одного из самых великих музеев мира. Парадные портреты, религиозные и мифологические сцены, натюрморты, опять парадные портреты. Тициан, Рафаэль, Босх, Веласкес, Рубенс, Гойя, Менгс, Сурбаран, Эль Греко. Первые персоны европейского искусства, служившие одной из самых могущественных монархий Старого Света. Роскошный подарок — а это именно подарок: выставка откроет год Испания—Россия, и Прадо получит осенью ответный дар от Эрмитажа в виде подобной же коллекции музейных хедлайнеров.

Но есть в этом межгосударственном обмене и отдельный сюжет: обе выставки рассказывают не только об искусстве, но и о людях, которые его собирали. Шедевры из Прадо готовы рассказать о притащившей за собой мастеров из Фландрии и Ревеля Изабелле Кастильской; о практически монополизировавшем Тициана императоре Священной Римской империи Карле V; о католике-фанатике Филиппе II, питавшим свое собственное вдохновение художника солнечными итальянскими фресками и темными фантазиями Босха; об испанском затворнике Филиппе IV, чьи подданные отлично знали, что за хорошую картину их господин готов осыпать их милостями, и под чьей крышей Веласкес прожил почти 40 лет; о несчастном уроде-эпилептике Карлосе II, последнем из монархов династии Габсбургов, который остался в истории Прадо, приобретя лучшие полотна испанского Золотого века... Сменившие Габсбургов Бурбоны принесут с собой французские имена и вкусы, но при испанском дворе еще будут мелькать интернациональные звезды Антон Рафаэль Менгс и Джованни Баттиста Тьеполо, не говоря уже о вершине испанской школы — 40 годах служения при дворе Франсиско де Гойи.

Прадо, справедливо названный Теофилем Готье "скорее музеем живописцев, чем музеем живописи", способен рассказать множество историй. И самая захватывающая из них — бесконечная цепь цитат и ассоциативных игр, которой были охвачены чуть ли не все крупные мастера, побывавшие в Мадриде: от Веласкеса с его поклонением Тициану до Мане и Пикассо, на полотнах которых отблески Прадо сохранились в изобилии. Однако на этот раз испанская сокровищница отдает дань своим собирателям. Жест красивый и актуальный: хотите остаться в памяти потомков — собирайте искусство.
Санкт-Петербург, с 26 февраля по 29 мая
Кира Долинина
Журнал «Weekend» № 5 (3601) от 18.02.2011
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Иероним Босх.jpg
Просмотров: 343
Размер:	39.8 Кб
ID:	1138013  



SergeiSK вне форума   Ответить с цитированием
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо SergeiSK за это полезное сообщение:
fabosch (18.02.2011), fross (19.02.2011), Ika-Ika (03.03.2011), K-Maler (19.02.2011), Kaffsky (18.02.2011), lusyvoronova (02.03.2011), Pavel (18.02.2011), reka (01.03.2011), uriart (18.02.2011), Ильин (03.03.2011), олег назаров (02.03.2011)
 

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Музей Прадо купил обнаруженную неизвестную картину Брейгеля Евгений Экспертиза 0 23.10.2010 11:06
Выставка работ Ренуара открылась в Музее Прадо Тютчев Выставки, события 0 18.10.2010 22:36
Нефертити в Эрмитаже SergeiSK Выставки, события 0 24.06.2009 10:02
Книжные диковинки в Эрмитаже Жар-птица Выставки, события 0 24.03.2009 00:17
Пикассо в Эрмитаже: фрагменты ottenki_serogo Художники, творчество, история 1 11.01.2009 10:03





Часовой пояс GMT +3, время: 04:53.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot