Кириллу Макарову 25 лет. Он закончил Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица, больше известную как Муха. У него диплом специалиста по программному дизайну. Зарабатывает на жизнь оформителем витрин роскошного универмага дорогой одежды.
В настоящее время на площадке спецпроекта ЦСИ ВИНЗАВОД по поддержке молодых российских художников СТАРТ проходит его персональная выставка, которая продлится до 6 октября. Название «2» для нее Кирилл придумал сам – оно является попыткой уйти от текстов, избыточно сопровождающих современное искусство. Однако это «2» не лишено лукавства: за ним – зеркальное удвоение, две точки зрения, второй, Другой и много чего еще, включая традицию называть выставки цифрами, начиная с кубо-футуристической «0.10» и заканчивая архитектурными 0-объектами.
Предыдущая персональная выставка Кирилла Макарова «По одному моему желанию» (Aperto Gallery, 29.03 – 10.05.2013) в противоположность текущей была построена целиком на текстах, имплицитно содержащихся в каждой из представленных вещей. Увлечение загадочным циклом французских шпалер XV века о «Даме с единорогом», привело художника к созданию собственного универсума, состоящего из скульптуры (абсолютного идеала), офорта (иллюстративной техники, функционирующей в качестве медиума) и живописи (наиболее приближенной к жизни и являющейся ее аналогом). Повествовательность экспозиции была обусловлена исключительно желанием самого художника, ему была предоставлена полная свобода воплощения своей концепции в рамках отведенного пространства галереи.
Читать дальше...
Московские критики обратили внимание на петербургского художника после групповой выставки «Трапеза бытия» (RuArts, 31.05. – 14.07.2012). Именно после нее в «Коммерсанте» появилась статья Валентина Дьяконова, в которой Кирилл Макаров выделялся среди других «непокоренных» в качестве чистого живописца, обладающего исключительным чувством цвета. На выставке была представлена серия «Красочная пустота»: обитатели дворов спальных районов Петербурга, увиденные художником с балкона своей квартиры, расположенной на девятом этаже, превращаются в декоративные красочные пятна на фоне духовной пустоты бытия.
Мастерская в открытой студии «Непокоренные» у Кирилла с 2011 года. Здесь состоялась первая персональная выставка художника – «Секретный уровень» («Непокоренные», 17.06. – 26.08.2011). В этой выставке присутствовало явное желание подвести некую интеллектуальную конструкцию, однако не очевидную, а открывающуюся, подобно потаенной мысли, только на определенном уровне. Экспозицию сопровождала музыка Стивена Райха, призванная усиливать общее впечатление тревожности, производимое живописью. Прагматических линий у выставки было, как минимум, две: первая, несколько заигрывающая с публикой, позволяла считывать влияние Homo Ludens Хёйзинги; вторая – преследовала профессиональные цели живописца. За внешним слоем – презентации выставки, как некоей сделанной вещи, скрывалось желание получить отзывы о своих работах, обсудить их.
Ответ на вопрос, что думает Кирилл Макаров об искусстве, легче всего получить из его выставок, являющихся для него универсальным средством коммуникации. Участвуя в организации своих экспозиций, Кирилл получает возможность высказаться о том, что занимает его в данный момент.
Большинство работ, после окончания учебы, создаются к определенным проектам, и поэтому могут быть легко объединены в серии. Их можно охарактеризовать как этапы, в ходе которых решались конкретные технические и формальные задачи. Выставки, в этом свете, представляются экспериментами in vivo. Они не являются результатом, но существуют в качестве незавершенного процесса. Именно отсутствием окончательности и определенности, Кирилл объясняет ощущение тревоги и беспокойства, отмечаемые многими (о них писала Лиза Матвеева в связи с выставкой в галерее «Непокоренных», об этом феномене упоминает куратор текущей выставки в ЦСИ ВИНЗАВОД). Сам художник пока не делит свою творческую биографию на периоды, этапы и серии, считая, что еще и не начинал, и все сделанное рассматривает в качестве подготовительного этапа.
Музыка, звучащая на его выставках («Секретный уровень»; концерт «Choix» в рамках выставки «По одному моему желанию»), абсолютно органична музыкальности его живописных работ. Художник вырос среди музыки – его сестра хоровой дирижер, окончивший Консерваторию Римского-Корсакова. Он сам признается, что в детстве не раз засыпал под ее фортепиано. В планах художника дальнейшее развитие взаимодействия этих двух видов искусства: Кирилл собирается создать визуальное сопровождение концерта камерного хора Festino.
Кирилл не против сравнений, например, с Питером Дойгом и Марлен Дюма, предложенных Павлом Герасименко, и все же он стремится к тому, чтобы сходство было опосредованно культурной традицией. Знание истории искусства и эрудиция дизайнера, в контексте этих целей, являются только материалом для создания своего собственного стиля и манеры.
Его работы часто экспонируются без названий. И в этом нет никакой преднамеренности – просто названия, если таковые и имеются, не несут никаких дополнительных смыслов, представляя собой описания изображенного. Если сами выставки и серии нагружены сложными построениями, то живопись занята сама собой и уже только поэтому сопротивляется слову.
В отличие от большинства художников «Непокоренных» self-management для Кирилла Макарова не является чем-то естественным, очевидно, что ему приходится делать усилие над собой: написание заявок на гранты, активное участие в проектах, поездках – это способ существования искусства в современном мире, и без всего этого обойтись невозможно.
Выставки пока являются основной формой бытования его работ. Но мысль о буржуазном будущем своих картин Кирилла не пугает – они вполне могут дополнять интерьер в частной гостиной или в общественном пространстве.
Как и любому художнику по призванию, ему трудно объяснить, почему он занимается живописью, и почему его живопись фигуративная, ему трудно описать словами то, что легко получается передать пластическим языком искусства, поэтому Кирилл Макаров живописец, а не кто-нибудь другой. (Любовь Петрова)
__________________
Дух дышит, где хочет.
Инвестируйте в искусство!
Последний раз редактировалось bykinist; 16.08.2015 в 19:16.