Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Арт-калейдоскоп
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке».

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 24.01.2012, 15:19 Язык оригинала: Русский       #1
Бывалый
 
Регистрация: 26.09.2010
Сообщений: 381
Спасибо: 106
Поблагодарили 976 раз(а) в 257 сообщениях
Репутация: 1953
По умолчанию Ускорители частиц как инструменты для исследования произведений искусст

В свежем номере журнала Physics Today американские физики кратко охарактеризовали современные способы исследования произведений искусства и археологических артефактов с помощью ускорителей частиц.

Составить полный список таких методов авторы даже не пытались, отметив, что «искусствоведческие» ускорительные лаборатории могут иметь самые разные конфигурации и успешно работают, скажем, в Париже (при Лувре), Флоренции и Севилье. Намереваясь дать общее представление о перспективах исследований, учёные описали лишь две методики, которые применяются в американском Университете Нотр-Дам.

Первая, эмиссионная спектроскопия индуцированного частицами рентгеновского излучения (PIXES), относится к неразрушающим технологиям. Для анализа по методу PIXES формируется пучок протонов, которые попадают на образец и высвобождают электроны с внутренних оболочек атомов. Другие электроны заполняют образовавшиеся вакансии, рождая характеристическое рентгеновское излучение; регистрируя его, экспериментаторы оценивают элементный состав вещества. Можно сказать, что PIXES представляет собой «усовершенствованный» рентгенофлуоресцентный анализ с возможностью послойного исследования микроскопических участков образца и повышенными точностью и чувствительностью.

Статуэтка из коллекции Университета Нотр-Дам, найденная при раскопках мезоамериканских захоронений. Фигурка готова к PIXES-анализу: на неё выведен пучок частиц от электростатического ускорителя, а в левой части изображения находится кремний-литиевый детектор для регистрации характеристического рентгеновского излучения. (Иллюстрация из журнала Physics Today.)
Методика PIXES уже использовалась при рассмотрении древних монет, где она помогает собирать информацию о процессе чеканки и отслеживать изменения состава (к примеру, в сложные времена серебро в римских динариях постепенно вытеснялось менее ценными металлами, что находит отражение в данных PIXES). В Университете Нотр-Дам также изучаются американские медные украшения, материал для которых могли добывать на месте либо импортировать из Великобритании или Франции. Результаты этого анализа позволяют судить о том, где в XVIII веке проходили границы колоний на Среднем Западе США.

PIXES применялась и для относительного датирования работ Галилея, написанных разными чернилами, и рисунков Дюрера, выполненных серебряным карандашом. Кроме того, эта методика зарекомендовала себя как надёжный способ выявления подделок, испытания которого прошли совсем недавно — в 2011-м, когда специалисты раскрыли германскую преступную группу, успевшую продать более десяти картин, якобы созданных сюрреалистами и экспрессионистами начала ХХ века. Прибыль от реализации подделок, выдаваемых за полотна Генриха Кампендонка, Макса Эрнста, Фернана Леже, Макса Пехштейна и других известных художников, составила около 36 миллионов долларов. При расследовании этого дела учёные (методами дендрохронологии) доказали, что деревянные рамы четырёх картин, которые приписывались Кампендонку, Леже, Пехштейну и Андре Дерену, имеют общее происхождение, а затем провели PIXES-анализ, обнаруживший титановый белый пигмент, в первой трети прошлого века ещё не вошедший в употребление.


«Пейзаж с лошадьми», который фальсификаторы представляли как работу Кампендонка.
Вторая рассмотренная методика, масс-спектрометрия с ускорителем (AMS), родственна обычной масс-спектрометрии, которая уже давно используется для проверки провенанса тех или иных предметов. Перед исследованием ионы в AMS разгоняются до очень высоких кинетических энергий, что позволяет обнаруживать редкие радионуклиды и отделять друг от друга изотопы разных элементов с одинаковыми массовыми числами (например, 14N и 14C).

Поскольку AMS-анализ не требует объёмных образцов вещества и обходится несколькими десятками миллиграммов, этот метод хорошо приспособлен для определения возраста археологических и палеонтологических находок. Такое датирование дало прекрасные результаты при обследовании Туринской плащаницы и мумии Эци.

Подготовлено по материалам Physics Today.




Последний раз редактировалось Artem; 24.01.2012 в 15:25.
Artem вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Artem за это полезное сообщение:
Allena (24.01.2012), Art-Galera (28.01.2012), Lina (25.01.2012)
 


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Лирика физики. Выставка «Жизнь. Версия науки» на Винзаводе Vladimir Фоторепортажи с выставок 8 06.04.2011 14:42
Богослужение на свежем воздухе Кирилл Сызранский Беседка 1 27.12.2009 23:55
Американские художники из Российской империи Кирилл Сызранский Фоторепортажи с выставок 37 28.07.2009 15:24
Галерея Елены Зениной выставила плакаты 50-х, живопись 20-30-х и совр. художников Lorart Выставки, события 11 02.03.2009 15:19
Физики обнаружили неизвестный портрет кисти Ван Гога fross Экспертиза 2 31.07.2008 15:49





Часовой пояс GMT +3, время: 02:53.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot