|
Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке». |
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Бывалый
Регистрация: 26.09.2010
Сообщений: 381
Спасибо: 106
Поблагодарили 976 раз(а) в 257 сообщениях
Репутация: 1953
|
![]()
В свежем номере журнала Physics Today американские физики кратко охарактеризовали современные способы исследования произведений искусства и археологических артефактов с помощью ускорителей частиц.
Составить полный список таких методов авторы даже не пытались, отметив, что «искусствоведческие» ускорительные лаборатории могут иметь самые разные конфигурации и успешно работают, скажем, в Париже (при Лувре), Флоренции и Севилье. Намереваясь дать общее представление о перспективах исследований, учёные описали лишь две методики, которые применяются в американском Университете Нотр-Дам. Первая, эмиссионная спектроскопия индуцированного частицами рентгеновского излучения (PIXES), относится к неразрушающим технологиям. Для анализа по методу PIXES формируется пучок протонов, которые попадают на образец и высвобождают электроны с внутренних оболочек атомов. Другие электроны заполняют образовавшиеся вакансии, рождая характеристическое рентгеновское излучение; регистрируя его, экспериментаторы оценивают элементный состав вещества. Можно сказать, что PIXES представляет собой «усовершенствованный» рентгенофлуоресцентный анализ с возможностью послойного исследования микроскопических участков образца и повышенными точностью и чувствительностью. Статуэтка из коллекции Университета Нотр-Дам, найденная при раскопках мезоамериканских захоронений. Фигурка готова к PIXES-анализу: на неё выведен пучок частиц от электростатического ускорителя, а в левой части изображения находится кремний-литиевый детектор для регистрации характеристического рентгеновского излучения. (Иллюстрация из журнала Physics Today.) Методика PIXES уже использовалась при рассмотрении древних монет, где она помогает собирать информацию о процессе чеканки и отслеживать изменения состава (к примеру, в сложные времена серебро в римских динариях постепенно вытеснялось менее ценными металлами, что находит отражение в данных PIXES). В Университете Нотр-Дам также изучаются американские медные украшения, материал для которых могли добывать на месте либо импортировать из Великобритании или Франции. Результаты этого анализа позволяют судить о том, где в XVIII веке проходили границы колоний на Среднем Западе США. PIXES применялась и для относительного датирования работ Галилея, написанных разными чернилами, и рисунков Дюрера, выполненных серебряным карандашом. Кроме того, эта методика зарекомендовала себя как надёжный способ выявления подделок, испытания которого прошли совсем недавно — в 2011-м, когда специалисты раскрыли германскую преступную группу, успевшую продать более десяти картин, якобы созданных сюрреалистами и экспрессионистами начала ХХ века. Прибыль от реализации подделок, выдаваемых за полотна Генриха Кампендонка, Макса Эрнста, Фернана Леже, Макса Пехштейна и других известных художников, составила около 36 миллионов долларов. При расследовании этого дела учёные (методами дендрохронологии) доказали, что деревянные рамы четырёх картин, которые приписывались Кампендонку, Леже, Пехштейну и Андре Дерену, имеют общее происхождение, а затем провели PIXES-анализ, обнаруживший титановый белый пигмент, в первой трети прошлого века ещё не вошедший в употребление. «Пейзаж с лошадьми», который фальсификаторы представляли как работу Кампендонка. Вторая рассмотренная методика, масс-спектрометрия с ускорителем (AMS), родственна обычной масс-спектрометрии, которая уже давно используется для проверки провенанса тех или иных предметов. Перед исследованием ионы в AMS разгоняются до очень высоких кинетических энергий, что позволяет обнаруживать редкие радионуклиды и отделять друг от друга изотопы разных элементов с одинаковыми массовыми числами (например, 14N и 14C). Поскольку AMS-анализ не требует объёмных образцов вещества и обходится несколькими десятками миллиграммов, этот метод хорошо приспособлен для определения возраста археологических и палеонтологических находок. Такое датирование дало прекрасные результаты при обследовании Туринской плащаницы и мумии Эци. Подготовлено по материалам Physics Today. Последний раз редактировалось Artem; 24.01.2012 в 15:25. |
![]() |
![]() |
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Artem за это полезное сообщение: |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Лирика физики. Выставка «Жизнь. Версия науки» на Винзаводе | Vladimir | Фоторепортажи с выставок | 8 | 06.04.2011 14:42 |
Богослужение на свежем воздухе | Кирилл Сызранский | Беседка | 1 | 27.12.2009 23:55 |
Американские художники из Российской империи | Кирилл Сызранский | Фоторепортажи с выставок | 37 | 28.07.2009 15:24 |
Галерея Елены Зениной выставила плакаты 50-х, живопись 20-30-х и совр. художников | Lorart | Выставки, события | 11 | 02.03.2009 15:19 |
Физики обнаружили неизвестный портрет кисти Ван Гога | fross | Экспертиза | 2 | 31.07.2008 15:49 |
|