|
Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства. |
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Гуру
Регистрация: 10.08.2008
Адрес: Russia, $ochi
Сообщений: 5,666
Спасибо: 1,397
Поблагодарили 6,209 раз(а) в 1,926 сообщениях
Записей в дневнике: 1
Репутация: 9995
|
![]()
В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в рамках года культуры Республики Беларусь в Российской Федерации открылась выставка "Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур", приуроченная к 200-летию виртуозного живописца натюрмортов. На первой ретроспективе Хруцкого представлено около тридцати картин из собраний Третьяковки и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Пока мы вовсю праздновали год России—Франции, как-то незаметно подошел к концу совпавший с ним год России—Белоруссии. Он мог бы пройти и вовсе незамеченным, если бы не выставка в Третьяковке: в роли посла белорусской культуры неожиданно предстал Иван Фомич Хруцкий (1810-1885), которого в России по причине великорусского шовинизма принято считать представителем русской школы живописи. На то, впрочем, имеются некоторые основания: уроженец Витебской губернии и поляк по крови, Хруцкий учился в Петербурге, вначале, как полагают, у блистательного Джорджа Доу, приехавшего в Россию писать портреты для Военной галереи Зимнего дворца, а потом в Императорской академии художеств. Об успехах в учебе на выставке свидетельствуют принесшие ему академические медали и звания "Цветы и плоды", "Старуха, вяжущая чулок" и "Портрет неизвестной с цветами и фруктами". О многих днях, проведенных в Императорском Эрмитаже за копированием,— "Амуры с гирляндами", фантазия на тему рубенсовской "Статуи Цереры". Все эти "цветы и плоды", "цветы и фрукты", "плоды и дыни", "битую дичь, овощи и грибы", всех этих прекрасных "неизвестных" и благообразных "старушек с чулками" он поставлял на рынок в промышленных количествах. И в Петербурге, и после, когда в середине 1840-х вернулся на родину, купил имение Захарничи близ Полоцка и зажил помещиком. В Третьякове есть один славный интерьер — вид Захарничей, писанный Хруцким в 1855-м. Уютная комнатка, ковер, диванчик с подушками, дверь открыта, и за ней виднеется светлая анфилада, в одном углу — стол с самоваром, в другом — сын с гитарой, подле — дочь с буклями, на стенах — скрипка и картины, копии с Брюллова, Бруни и Моллера кисти самого барина. Мечта Чичикова — триумф бидермейера. Хруцкий, как показывает выставка, не был верен одному жанру и, кроме натюрмортов, делал портреты, интерьеры и пейзажи — все с ровной, уверенной мастеровитостью. Так что глаз ощупывает каждую ягодку, колосок, морщинку на лице и складочку на атласном платье. О чем помянутый в названии выставки "диалог культур", понять сложно. Если речь о польско-белорусских корнях Хруцкого, то он, сын униатского священника, получивший католическое воспитание в Полоцком высшем пиарском (то есть ордена пиаров) училище, действительно оставил ряд необычных для русской школы сюжетов. Например, весьма выразительные портреты греко-католических священнослужителей — последнего митрополита униатской церкви Иосафата Булгака, противившегося насильственному обращению униатов в православие, и иеромонаха Викентия Лисовского, духовника митрополита Литовского Иосифа Семашко — того, что сыграл ведущую роль в присоединении униатской церкви к православной. По заказу Семашко Хруцкий писал пейзажи виленской Кальварии (в католической традиции — паломнический маршрут, символизирующий крестный путь): один из них, под названием "К святому месту", недавно попал в Третьяковку. Однако узнать, каких религиозных и политических взглядов придерживался художник, сочувствовал ли, скажем, польским восстаниям или, напротив, осуждал тех униатов, которые противились николаевской политике православизации, на ретроспективе не удастся. Если же имеется в виду живописная школа, то "диалог культур" здесь то и дело сбивается с французского на нижегородский. Да, в портрете неизвестного денди с клетчатым галстуком 1842 года Хруцкий вдруг поднимается до высот английского романтизма, заставляя вспомнить о Военной галерее Доу. Но в остальных портретах он не более чем провинциальный мастер тропининского толка, а "Девочка в голубом платье" середины 1840-х и вовсе выглядит глубоко архаично, как опус какого-нибудь дербиширского самородка начала XVIII века, силящегося освоить лондонскую манеру Ван Дейка. И правда, из всех богатств Императорского Эрмитажа, которые ему дозволили копировать, убежденный архаист Хруцкий предпочитал фламандцев. То, как чисты и прозрачны у него гроздья винограда и смородины, как свежи лепестки роз, как дрожат блики в стаканах с графинами, как окорок просится в рифму к кочану капусты, как аппетитно, аж слюнки текут, это гастрономическое изобилие, выдает, что в учителя он выбрал Снейдерса. Но барочной назидательности здесь нет и в помине: уж если гурман Хруцкий зарезал лимон, так не для того, чтобы напомнить о бренности мира, а для того, чтобы положить его ломтик в стакан с лимонадом. И думаешь, что такой ценитель домашнего уюта, красивых вещиц (того же серого кувшинчика с рельефными собаками на тулове и ручкой в виде лисицы, повторяющегося из натюрморта в натюрморт) и хорошей кухни не мог сочувствовать ничему антиправительственному, тем паче польским восстаниям. Вот потому, видимо, он и стал идеальной фигурой для российско-белорусской культурной дипломатии. Французы за минувший год показали нам все самое авангардное и прогрессивное, от Пикассо до "Флюксуса", белорусы выставили художника глубоко провинциального и консервативного. Современник Курбе, он не был чужд западных художественных ценностей, только 200-летней давности. А из современных достижений, судя по натюрмортам и интерьерам, более всего ценил то, что мы сейчас зовем культурой потребления. Сидел себе в Захарничах тихо, не высовывался. Говорят, в николаевскую эпоху тоже была "консервативная модернизация". Хруцкий — ее символ. Анна Толстова Газета «Коммерсантъ» № 223 (4523) от 02.12.2010 |
![]() |
![]() |
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо SergeiSK за это полезное сообщение: | DSF (03.12.2010), lusyvoronova (02.12.2010), Tana (03.12.2010), Wladzislaw (02.12.2010), Люси (02.12.2010), Сима (02.12.2010) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #2 |
Гуру
Регистрация: 29.08.2008
Адрес: Беларусь, Минск
Сообщений: 4,246
Спасибо: 2,696
Поблагодарили 2,434 раз(а) в 1,198 сообщениях
Репутация: 4331
|
![]()
Глупость, конечно. Он был этническим белорусом шляхетского происхождения, значительная часть предствителей рода традиционно были греко-католическими (униатскими) священниками.
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Выставка «Диалог культур» в ЮНЕСКО в Париже | tchaika | Выставки, события | 11 | 16.04.2011 15:53 |
Аукцион" Русское искусство XIX – XX вв." в галерее "Эритаж" | Жар-птица | Аукционы | 5 | 28.09.2010 19:24 |
Продам: Каталог-резоне "Иван Васильевич Клюн" | Annet | Продам | 0 | 16.02.2010 20:16 |
Культур-лига | gans | Арт-калейдоскоп | 7 | 20.07.2009 01:30 |
Выставка "Искусство про искусство" в ГРМ, Мраморный дворец | Mark | Выставки, события | 0 | 21.05.2009 07:34 |
|