Через вертикальность Купка пытался решить вопрос о функции формы в организации картинного пространства, она привела его к геометрической абстракции.
Параллельно этой теме вертикальности Купка работает над круговым движением. В многочисленных рисунках и эскизах цвета лотоса Купка трактует свой сюжет абстрактно, он интересуется взаимодействием центростемительного и центробежного движения, отражающих всемирное тяготение. Абстракция Купки специфична тем, что она совмещает в себе его интерес к научным законам и его метафизические стремления.
В это время зарождается движение кубистов, и Марсель Дюшан, с интересом следивший за его творчеством, пригласил его участвовать, но Купка отказался – он дорожил свой независимостью.
В начале войны, в 1914 г. Купка пошел во французскую армию добровольцем. Вернувшись с фронта, он закончил редакцию своего эссе «О творчестве в пластических искусствах», начатого в 1910 г. (оно было опубликовано по-чешски в 1923 г.). Там он писал: «Можно различить две большие категории произведений пластических искусств. С одной стороны, те, которые отражают выбор художника изобразить свое впечатление от природы так, как она отражается в его создании. С другой – произведения, в которых художник или скульптор предлагает нам расшифровать свою умозрительную мысль, которую он воплотил в комбинации пластических и хроматических элементов».
Теоретическое обоснование живописи было для Купки очень важно.
|