Что же касается продажи помидоров, наверняка торговать ими легче, чем картинами, но зато картины продавать несоизмеримо престижнее. Значительное количество дилеров и галеристов чувствительны к этому аспекту своей профессии.
Разрешите мне усомниться в том, что они работают не ради денег - и ничего зазорного в этом нет, совершенно нормально, чтобы человек получал вознагражение за свою работу.
Между художниками и дилерами-галеристами-агентами практически никогда не возникает разногласий по поводу комиссионных, все принимают условия игры. Нужно только, чтобы эти игра была честная с обеих сторон, а это не всегда так.
Один пример из моего личного опыта. Несколько лет назад я дала в одну галерею 2 работы с тем, чтобы они выставили их на ярмарке "Арт-Москва". Я указала свои цены, а потом мы вместе определили его маржу - это очень важно, так как ценовая политика должна быть когерентной.
Допустим, большая работа стОила 60 (10 из которых составляли комиссионные) евро, а меньшая 30 (комиссия - 5).
Приехав на ярмарку, я с изумлением увидела, что рядом с моими работами висит работа того же периода и того же размера, что моя меньшая, а цена на нее - 18 долларов! На мой вопрос мне ответили, что работу им дал на продажу ее владелец, а когда я сказала, что вообще-то они не имеют права выставлять работы третьих лиц по цене ниже - да еще настолько! - моей, мне было сказано: "Это у вас (в смысле, во Франции), так не делают, а здесь это нормально".
Тут, пока я ходила валерьянку пить, пришла иностранная дама, сказала, что покупает "чужую" работу, и поехала за деньгами. Но пока она стояла в московских пробках, объявился другой клиент, который выложил требуемую сумму и купил работу, причем, не знаю, как они ухитрились это сделать, имея двую клиентов на одну работу, но продали мои простофили ее ему за 15

.
Дама возвращается с мешком, узнает, что картина уже продана, и говорит, ничего страшного, я беру эту (указывая на мою работу), но *по цене той*! Логично, нет?
А дельше начался совсем водевиль. Дама пыталась оказать на меня давление, так что многочисленные представители иностранной общины в Москве то и дело затаскивали меня в углы и объясняли, как важно, чтобы у нее была эта работа и т. д. Потом мне принесли радостную весть: мои умники предложили ей картину за 20. Я иду к ним на стенд, спрашиваю, правда ли это. Мне, потупив глазки, отвечают, что да. Я удивляюсь, что картины была предложена по цене, не достигающей моего минимума, не осведомив меня об этом. Теребя в руках носовой платочек, мне отвечают: "мы бы Вам сказали". Я, естественно, говорю, что мне надо было сказать до того, как делать такое странное предложение. В общем, сумасшедший дом...
Я не буду рассказывать, как закончилась эта история. Меня она научила многому (но не всему, увы), и в частности, она помогла мне понять, что есть вопросы, которые художник или правопреемник контролировать просто не может.
И здесь уже встает самый важный вопрос - о доверии.
Я хочу добавить, я знаю совершенно очаровательных и честнейших людей, торгующих искусством. Знаю я и художников, которым в темном переулке лучше не попадаться - ограбят! Но в целом, я думаю, все со мной согласятся, что в этой паре художник/галерист сила - на стороне галериста, за редчайшим исключением супер-раскрученных художников (да и то, поинтересуйтесь, что произошло например с Сандро Киа, одним из известнейших художников 80-90 гг.).
Ладно, что-то я расписалась, пора кончать. В заключение рассказу вам правдивую историю, случившуюся в Париже в конце 70-х гг. в Париже.
Один из недавно приехавших туда русских художников решил заняться поиском галереи. Он взял папку, положил туда свои работы, и поехал в квартал Сен-Жермен, где тогда были сосредоточены галереи современного искусства. Случай - или фатальность - был причиной того, что первой галереей, в которую он вошел, была очень престижная галерея Лёбба, в которой торговали в основном первой половиной 20 века. "Что-о-о? Живой художник??? У меня в галерее??? Вон отсюда, сударь!" - воскликнул старик Лёбб, когда наш злополучный творец объяснил ему причины своего прихода.