Показать сообщение отдельно
Старый 21.01.2010, 19:11 Язык оригинала: Русский       #129
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,436 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32409
По умолчанию Николай Никогосян

2 декабря 1918 родился в селе Шаграр (ныне село Налбандян, Октемберянский район Армянской ССР) в семье крестьянина
1930 — переехал с родителями на жительство в Ереван
1937—1940 — учился в художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде
1940—1941 — учился на первом курсе в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, учёба прервана Великой Отечественной войной
Читать дальше... 
1940 — начинает участвовать во всесоюзных, республиканских и международных художественных выставках
1942 — принят в члены Союза художников СССР.
1944—1947 — учился в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова (мастерская А.Т. Матвеева)
1946 — присуждена II премия за скульптурный портрет Комитаса на конкурсе, объявленном в связи с 75-летием со дня рождения композитора
1956 — участие в ХXVIII Международной биенале в Венеции
1958 — персональная выставка в Москве, совместно с В.С. Алфеевским, Е.А. Асламазян, М.А. Аслпмазян, Б.А. Дехтеревым
1965 — присвоено звание заслуженного художника Армянской ССР. Присуждён диплом МОСХ за лучшую работу года (памятник Микаэлу Налбандяну в Ереване)
1967 — награждён серебряной медалью ВДНХ СССР за скульптуру «Майя Плисецкая».
Присуждена III премия за скульптурный портрет В.И. Ленина на Всесоюзном конкурсе, посвящённом 100-летию со дня рождения В.И. Ленина
1970 — присвоено звание заслуженного художника РСФСР
1976 — награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за скульптуру «Труженица Араратской долины»
1977 — присуждена Государственная премия СССР за памятник Аветику Исаакяну в Ленинакане и за скульптурные портреты современников писателя Р. Заряна, профессора И.Китайгородского, хирурга В. Загорянской, народного артиста РСФСР С. Мартинсона.
Присвоено звание народного художника Армянской ССР
1980 — персональные выставки в Ереване и Москве.
Персональная выставка в Хельсинки, Финляндия
1981 — персональная выставка в Брюсселе, Бельгия
1982 — присвоение звания народного художника СССР
1988 — персональные выставки в Москве и Тбилиси
2000 — избран действительным членом Российской Академии художеств
Произведения Н.Б.Никогосяна находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственной картинной галерее Армении, Государственном художественном музее Латвийской ССР, Государственном музее искусств Казахской ССР, Государственном художественном музее Литовской ССР, Музее изобразительных искусств Карельской АССР, Государственном художественном музее Белорусской ССР, Чечено-Ингушском республиканском музее изобразительных искусств, Татарском республиканском музее изобразительных искусств и других музеях СССР.



НИКОЛАЙ НИКОГОСЯН: “ИСКУССТВО - ЭТО КАК ЛЮБОВЬ”

Искусство Николая Багратовича Никогосяна, выдающегося скульптора, Народного художника СССР, действительного члена Российской Академии художеств, лауреата Государственной премии - одно из интереснейших и значительных в России. Он родился в 1918 году в армянском селе Шабрад, но почти всю жизнь прожил в Москве. Ученик Александра Терентьевича Матвеева, он известен своими многочисленными скульптурными портретами деятелей армянской и российской культуры: Евгения Симонова, Тамары Макаровой, Майи Плисецкой… Его творчеству заслуженно приписывают сочетание живописности лепки с обобщенностью формы. “Я всегда боготворил скульптуру греческой архаики и воспринимал ее как выражение извечных свойств живой природы. В этом она остается вечно современной”, - признается мастер.

- Вам нравится, как сейчас работают молодые художники?

- Часто - нет. Их испортило новое искусство. Мне кажется, что оно должно быть результатом большого труда, а работать надо всю жизнь. Хуже всего, что галерейщики еще и купят плохую картину, а искусствовед про нее что-то напишет, и вот - имя есть. Но, с другой стороны, можно проработать всю жизнь, но ничего не найти. Как Пабло Пикассо говорил: “Они ищут, а я нахожу”.

- Николай Багратович, молодые еще считают, что ежедневные штудии не нужны, рисовать не хотят…

- Ну-ка, принеси мой альбом, у зеркала лежит…

- Когда нарисовано?

- Сегодня утром.

- А это?

- Вчера. И вот еще рисунки вчерашние…

- У вас нет ни одного дня без карандаша и кисти?

- Ни одного. Вот акварель: в моей мастерской работает ученица, а я в это время рисую ее…

- Николай Багратович, в последние годы вы занимаетесь живописью. Скажите, вам снится камень, как вы к нему прикасаетесь, простукиваете?

- Конечно. Сейчас я думаю, что по-настоящему понимаю душу камня, только сил на него нет. Я очень скучаю по этой работе, хотя она была тяжелой. Шутка ли сказать, приходилось рубить по девять часов в день. Но я не раз признавался, что камень - это моя стихия. Ведь я родился в Армении, в каменной стране. Каждый мастер должен создавать еще и свой язык. Недопустимо, чтобы моя скульптура была похожа на работу кого-то другого. Ведь мы творим только из любви. А любовь у каждого своя, непохожая, неповторимая. Искусство - это как любовь. Ведь отдавать каменотесу то, что ты можешь сделать своими руками, очень больно. Это как в жизни: ты любишь женщину, ухаживаешь за ней, а потом приходит другой мужчина и забирает ее.

- Но ведь ваши скульптуры, украшающие фасад правительственного дворца в Варшаве и знаменитой высотки на Кудринской площади в Москве, были обработаны именно каменотесами…

- Я тогда работал, как дирижер! У меня было двенадцать подмастерьев. Я постоянно находился рядом и говорил, где убрать, как обточить. Конечно, когда есть заказ на двенадцать скульптур и его нужно выполнить за два года, скульптор не может сделать все это собственноручно. Другое дело, когда речь идет о единственной, уникальной скульптуре…
- Такой, как гранитная труженица Араратской долины или известная на всю Москву скульптура Мовсеса Хоренаци?

- Да. Когда скульптор выставляет свою работу, видно сразу: делал он ее сам или нет. Камень требует огромных душевных и физических затрат. Можно сравнить и с женщиной, рожающей ребенка. Но это не значит, что я за то, что из бронзы нужно отливать по пять статуй в год. Я не могу себе это даже представить! Многие мои известные работы, такие, как памятник писателю и философу Микаэлу Налбандяну, я создавал около десяти лет.

- Наверное, поэтому он самый любимый ереванцами…

- В Армении есть мастера, которых я уважаю и бесконечно люблю. Я с детства дружу с Хачатуром Искандаряном, он на пять лет меня младше. Создает маленькие тематические этюды, они не потрясают своим монументальным величием. Искандарян как бы скрывается за своим творением. Он наблюдает народные обычаи и умеет претворить увиденное в скульптуре, создать художественные ценности. Одна из его любимых тем - старый Ереван: он с удовольствием лепит влюбленных, едущих на тележке, уличных музыкантов… Его искусство ненадуманное, объективное, народное, хотя он почему-то до сих пор не имеет звания народного художника Армении.
У поэта Мордвинова есть замечательное стихотворение про воду. Он пишет о чистой, прозрачной воде, где виден каждый камушек, но где зелени нет и жизни нет. Если ты кого-то любишь, делай так, чтобы люди это чувствовали, не будь мертвой водой.
Валерия ОЛЮНИНА
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Nikigosianfotom.jpg
Просмотров: 156
Размер:	6.7 Кб
ID:	600261   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Николай Никогосян.jpg
Просмотров: 201
Размер:	93.4 Кб
ID:	600271  



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Allena (25.01.2010), luka77 (05.04.2010), lusyvoronova (22.01.2010), Ninni (21.01.2010), OTROK NIKODIM (21.01.2010), sur (22.01.2010), Люси (21.01.2010), Офелия (10.02.2010)