Показать сообщение отдельно
Старый 21.01.2010, 06:40 Язык оригинала: Русский       #115
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,436 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32409
По умолчанию Рудольф Хачатрян (1937-2007)

Народный художник Армянской ССР Рудольф Лорисович Хачатрян родился в 1937году в Ереване. Детство его было трудным, оно пришлось на суровые военные и послевоенные годы. Семья не имела точек соприкосновения с профессиональной художественной жизнью и вообще мало интересоваось искусством. Все это едва ли могло благоприятсвовать формированию художника. Между тем мальчик увлекся рисованием, увлечение очень скоро переросло в подлинную страсть, и уже в возрасте восемнадцати лет Рудольф Хачатрян представлял свои графические работы на республиканских выставках.
Занимался Хачатрян у замечательного армянского живописца и скульптора Ерванда Кочара. Его творческое становление пришлось на 1960-е годы, когда происходило активное обновление художественных традиций.

Читать дальше... 
Рудольф Хачатрян-поет линии. Эту особенность творчества художника отметил заслуженный деятель искусств РСФСР С.В. Ямщиков:,,Простая четкая линия в рисунках Хачатряна превращается в универсальное средство, с помощью которого он способен выразить богатство окружающего мира, тончайшие оттенки человеческих чувств''.
Хачатрян намеренно усложнает задачу, лишая своих героев конкретно им свойсвенных бытовых связей с действительностью-предметных тонов и аксессуаров. Те крайно скупо и продуманно отобранные вещи, которые присутсвуют в портретах Хачатряна 1970-х годов, меньше всего способствуют прямолинейному обЪяснению того ли иного характера. Простой, казлось бы, рисунок карандашом выливается в драматический подчас рассказ о человеке; каждый портрет Хачатряна-это размышление художника о времени, о смысле и предначертании жизни, о нестарении основополагающих духовных ценностей. Сюжет с развернутым действием не привлекает Хачатряна, разве что он обратится к нему, как это ни покажется странным, в своих больших натюрмортах; сюжет индефицируется с личностью конкретного человека-модели, художник ищет вдохновения в возможности выразить себя в характере и психологии изображаемого человека. Он как бы следует древнему филосовскому установлению: человек есть мера всех вещей; зритель, следуя за художником, находит в его образах многосложные проявления нашей действительности в их выкристаллизованной, поетически осмысленной форме.

Стремлясь к более полному выявлению модели, художник прибегает к своеобразной театрализации, в частности наряжает портрететируемых в костюмы разных эпох. В ассоциативном ряду его творческой мысли потрет конкретного лица превращается еще и в некую новеллу-причту. Такови ,,Портрет этнографа Л.А. Абрамяна''(1976), ,,Мужской портрет''(1977), ,,Юдифь''(1976) и ,,Соломея''(1977), ,, Портрет жены''(в шали с кистями и в венке из полевых цветов, 1973) и другие. Впервые работы Хачатряна были показаны в Москве на выставке произведений художников Закавказья, посвещенной 50-летию образования СССР, где им был отведен отдельный стенд. Молодой художник был замечен художественной общественностью. Персональные выставки произведений Хачатряна прошли в Ленинграде(1979), Одессе(1976), Москве(1978,1984), Ереване(1980,1983) и пользовались большим успехом.

Графике Хачатряна всегда была присуща монументальность, и не сличайно в ней находят сходство с армянскими камнями-надгробием-хачкарами. Еще одно свойство творчества Хачатряна подвигло его к работе по левкасу-свойственное художнику обожествеление человека, ибо человек для него-неоспоримый центр вселенной.

Своеобразен метод рисунка Хачатряна по левкасу. Он никогда не создает заранее прочувствованию и привино-естественнуюдля него форму, которую можно было бы затем детально воспроизвести. В традиционной работе, скажем, над жибописным произведением, существует определенная временная последовательность: создание подмолевка, наложение слой за слоем красок, уточнение деталей, лессировка. У Хачатряна все эти стадии работы существуют как бы одновременно; представляя себе в общих чертах целое, он сразу начинает с конкретной, не поддающейся впоследствии доработке детали, и так деталь за деталью, будто высекая из мрамора, воплащает на плоскости доски свое произведение. В соединении Хачатряном несоединенимого-рисунка с левкасом-есть неповторимая образная острота, придающая графике совершенно новое качество, ощущение трехмерности и впечатление полихромности, несмотря на то что выполняется работа одноцветным грифелем.

А его герои не смотрятся, как бывало, героями древных легенд, это живые, полнокровные люди. Работа над портретом усложняется тем, что художник все чаще переходит к изображению фигуры целиком, почти в размер натуры. Хачатрян не был склонен резко поздравлетель пейзаж у натюрморт. Для него это выражение одного и того же явления. Нарисованные в его мастерской натюрморты напоминают о большом мире природы, который существует за окнами; иногда и в своих картинах художник немудренные вещи на столе пространсвенно объединял с домами и деревьями за окном и далеким небом.

Жизнь обретает особую ценность в произведениях художника, и это передается зрителю. В творчестве Хачатряна, всецело сопряженном с действительностью, заложена большая жизненная сила. Весь человеческий мир является миром художника.
---------------------------------------------------------
Воспоминания о художнике (Армянский форум)

«Когда я был маленький, Бог пришел ко мне своим образом и своим светом.
И Он из своего света дал мне, чтобы мне из этого света дать свое искусство и тоже уйти» -это подстрочный перевод единственного стихотворения Рудольфа Хачатряна, опубликованный в свое время в журнале “Огонек”.
В школе он закончил только четыре класса, из художественной школы его выгнали через три месяца, собственный отец выгнал его в свое время из дома как «тунеядца». Те кто отчислял 14-летнего Рудольфа Хачатряна из ереванской художественной школы, об этом, наверное, не раз пожалели. Но они и представить себе не могли, что из "мальчишки-диссидента", не согласного с установками учебной программы, вырастет Народный художник Армении. Его учителем и духовным наставником стал Ерванд Кочар - художник новатор, создатель художественного принципа «pienture dans I'espace» («живопись в пространстве»), живший и работавший до 1936 года в Париже.
“В сквере напротив Театра оперы в Ереване стоял и рисовал молодой человек. Ему было четырнадцать лет. Вдруг он услышал: кто-то дышит за его спиной. Мальчик не любил, когда смотрели, как он работает. Обернулся - позади стоял старик. Так ему тогда показалось. Старик сказал: «Вот адрес, приди и принеси все свои работы». Он принес. Хозяин дома, перебрав их, воскликнул: «Леонардо жив!»
Мальчик удивился. Он думал, что рисует, как Репин. Оказалось, выше.
Так произошла встреча Рудольфа Хачатряна с Ервандом Кочаром.
Хачатряну не исполнилось и двадцати, когда Кочар однажды сказал: «Ты можешь умирать. Если ты умрешь сейчас, останешься в истории армянского искусства».
Он не умер... К своим почти семидесяти годам Мастер, не обремененный дипломами профессиональных учебных заведений, собрал огромную коллекцию наград и призов за серии портретов и картин. Несколько его графических работ выставлены в Третьяковской галерее. Персональные выставки художника прошли в Париже, Лос-Анджелесе, Детройте, Лондоне, Тбилиси и Москве.
С одной стороны творчество художника соединило в себе реминисценции древнего армянского искусства, монументальное благородство средневековой церковной архитектуры, орнаментику резных камней хачкаров, матовое сияние искусно обработанного металла и изящную каллиграфию рукописных текстов; с другой -произведения Хачатряна наследовали мировые модернистские традиции искусства ХХ века, традиции Мондриана и дадаистов, Миро и парижского авангарда.
Хачатрян-художник разительно отличался от представителей школы официального искусства, не входил ни в одну из нонконформистских группировок: его не интересовала современная борьба идеологий - только искусство и поиски собственного стиля. Художник создал целую вселенную, живущую по собственным законам, логика и точность которых привлекает к ней философов и математиков, а эстетическая концепция Хачатряна совершенна.
«Для меня настоящий художник тот, кто соединяет в себе весь мир, - сказал он однажды своему дяде. - Поэтому я чувствую себя армянином и китайцем, русским и черным человеком, Ван Гогом и Пикассо. Я Адам, воплощающий в себе все человечество».
Когда его спросили, что он скажет Богу, когда предстанет пред ним, он ответил: «Я скажу: «Спасибо за то, что ты даровал мне»
http://forum.sirumem.com/showthread.php?t=3893
__________________
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Рудольф Хачатрян.jpg
Просмотров: 210
Размер:	27.4 Кб
ID:	598581   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Автопортрет.jpg
Просмотров: 221
Размер:	65.4 Кб
ID:	598591   Нажмите на изображение для увеличения
Название: A MODEL.jpg
Просмотров: 219
Размер:	8.7 Кб
ID:	598601   Нажмите на изображение для увеличения
Название: AN ACTRESS.jpg
Просмотров: 189
Размер:	28.6 Кб
ID:	598611   Нажмите на изображение для увеличения
Название: ANNA.jpg
Просмотров: 199
Размер:	8.8 Кб
ID:	598621  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: IN FRONT OF THE EASEL.jpg
Просмотров: 200
Размер:	7.1 Кб
ID:	598631   Нажмите на изображение для увеличения
Название: LAURA.jpg
Просмотров: 272
Размер:	18.0 Кб
ID:	598641   Нажмите на изображение для увеличения
Название: MOKO.jpg
Просмотров: 229
Размер:	35.5 Кб
ID:	598651   Нажмите на изображение для увеличения
Название: PORTRAIT OF A MAN.jpg
Просмотров: 188
Размер:	12.2 Кб
ID:	598661   Нажмите на изображение для увеличения
Название: PORTRAIT OF A WOMAN.jpg
Просмотров: 213
Размер:	15.8 Кб
ID:	598671  





Последний раз редактировалось Евгений; 21.01.2010 в 07:05.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 10 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Allena (21.01.2010), luka77 (21.01.2010), lusyvoronova (21.01.2010), Ninni (21.01.2010), OTROK NIKODIM (21.01.2010), Samvel (21.01.2010), sur (21.01.2010), Люси (21.01.2010), Офелия (10.02.2010), Самвел (21.01.2010)