Показать сообщение отдельно
Старый 17.01.2010, 09:01 Язык оригинала: Русский      
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,437 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32410
По умолчанию Армянская керамика Иерусалима ( Мари Бальян )

Центральные мотивы творчества Мари Бальян
Мари Бальян родилась в 1927 году в Лионе (Франция), в семье армянских эмигрантов, да­ль­них род­ствен­ни­ков се­мей­ства Ба­ль­ян, пе­ре­брав­ших­ся сю­да из ту­рец­кой Кю­та­хьи в 1919 го­ду. В 1954-м Ма­ри выш­ла за­муж за Сед­ра­ка Ба­ль­яна в Ие­ру­са­ли­ме. В Ли­оне она училась живописи, однако не работала в иерусалимской мастерской до начала 1960-х, когда разошлись пути Степана Каракашяна и ее мужа Седрака– каждый основал свою отдельную мастерскую. Только тогда, в возрасте 35 лет, будучи матерью троих детей, Мари начала свою карьеру как дизайнер мастерской Бальян. Творчество Мари Бальян можно разделить на три больших периода. Первый период (1964-1975 гг.) – Мари Бальян начинает поиск собственного набора форм и образов в рамках традиционных для мастерской Каракашяна-Бальяна изобразительных схем. Второй период (1980-е гг.) – Мари Бальян реже расписывает отдельные плитки, постепенно сосредотачиваясь на росписи больших составных панелей, экспериментируя с изображением новых тем и образов. Она также начинает расписывать более крупные сосуды. Третий период (1990-е гг.) – Мари Бальян развивает свой стиль росписи, создавая уникальные композиции при росписи очень больших панелей.

Иконография Мари Бальян
Читать дальше... 
Птицы составляют важнейшую тему в раннехристианском искусстве, армян­ских ма­нус­крип­тах, а так­же в по­зднем ис­ла­ме, пре­жде все­го в Осман­ской импе­рии. В ран­нем хрис­ти­анстве пти­цы сим­во­ли­зи­ро­ва­ли ду­шу ве­ру­юще­го. Счи­та­ется, что в ис­ла­ме образы птиц так­же игра­ли го­раз­до бо­ль­шую роль, не­же­ли про­сто изо­бра­же­ние со­зда­ний при­ро­ды. По­ско­ль­ку изо­бра­же­ния лю­дей по­чти пол­нос­тью ис­чез­ли, об­ра­зы птиц ста­ли ме­та­фо­рой че­ло­ве­чес­ких, но без какого-либо специального перечня типов и форм. С особой непосредственностью художники передавали фантастический и сказочный вид птичьего хвоста и манера той или иной птицы двигаться по земле. Птицы играли важную роль уже в ранних работах Мари Бальян. По ме­ре ее ста­нов­ле­ния как ху­дож­ни­ка изо­бра­же­ния птиц ис­по­ль­зо­ва­лись все актив­нее?– не то­ль­ко за счет об­илия раз­но­образ­ных и фан­тас­ти­чес­ких об­ра­зов, но так­же за счет их ком­позици­онно­го рас­по­ло­же­ния. Пти­цы ста­но­ви­лись жи­вы­ми ду­ша­ми, об­ре­та­ли че­ло­ве­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки, та­кие как ко­кет­ство, хвас­тли­вость и пр. Их хвос­ты при­обре­та­ли инос­ка­за­те­ль­ный смысл, ста­новились объектами причудливой, разнообразной красоты, подвижными элементами изображения, способными разрушить яркими линиями его статику. Мари Бальян продолжает использовать стилистику обнаруженной в Ие­ру­са­ли­ме армян­ской мо­за­ики VI ве­ка. Она игра­ет с изо­бра­же­ни­ями ви­ног­рад­ных лоз и птиц, по­рой от­ка­зы­ва­ясь от тех или дру­гих форм, по­рой вы­де­ляя от­де­ль­ные эле­мен­ты. Пти­цы, си­дя­щие на ви­ног­рад­ной ло­зе, по­явля­ются на од­ном из ее огром­ных кув­ши­нов се­ре­ди­ны 1990-х. Ей осо­бен­но нра­вит­ся ра­бо­та, где па­ра пав­ли­нов сто­ит в ге­ра­ль­ди­чес­кой по­зе над амфо­рой. Бо­ль­шие ве­ера хвостов выглядят кружевными, они обращены ко внешней стороне рисунка, как и головы птиц. Эта композиция была создана незадолго до того как Марк Шагал по­се­тил сту­дию Ма­ри в 1970-е го­ды вмес­те с мэ­ром Ие­ру­са­ли­ма Тед­ди Кол­ле­ком. Ша­гал вы­со­ко оце­нил ра­бо­ту– с тех пор она ста­ла из­вес­тна как «Пав­ли­ны Ша­га­ла», глав­ный для мас­тер­ской об­раз. На тарелках работы Мари Бальян птицы изображены как парами, так и по­оди­ноч­ке. На пан­елях они час­то по­явля­ются ста­ями. Ее твор­чес­тво де­мон­стри­ру­ет бес­ко­неч­ное раз­но­обра­зие птиц. На не­ко­то­рых ри­сун­ках пти­цы по­явля­ются как стран­ные со­зда­ния, сто­ящие на двух длин­ных пря­мых но­гах с кры­ль­ями, по­хо­жи­ми на цвет­ную кар­ту мес­тнос­ти. Час­то те­ло пти­цы на­по­ми­на­ет со­сно­вую шиш­ку с из­уми­те­ль­ной кра­со­ты квад­рат­ны­ми пе­рь­ями и греб­нем. Лани и газели присутствовали в работах Мари Бальян с самого начала, по­ско­ль­ку они вхо­ди­ли в сло­варь форм, ис­по­ль­зу­емых мас­тер­ской Ка­ра­ка­шя­на-Ба­ль­яна. В ра­бо­тах Ма­ри Ба­ль­ян эти древ­ние хрис­ти­анские сим­во­лы при­обре­та­ют но­вый импу­льс. Пре­жде жи­вот­ные изо­бра­жа­лись со­вер­шен­но ста­тич­ны­ми на фо­не цве­тов и лис­ть­ев. У Ма­ри Ба­ль­ян они пе­ред­ают дви­же­ние и дей­ствие не­за­ви­си­мо от то­го, на­хо­дят­ся они в груп­пе или сто­ят от­де­ль­но. Рыбы– традиционная в древнем христианстве тема, символизирующая ду­ши ве­ру­ющих, «ло­ви­мые» Апос­то­ла­ми Хрис­та. На Вос­то­ке ры­бы счи­та­лись сим­во­лом пло­до­ро­дия. Ры­бы с са­мо­го на­ча­ла вхо­ди­ли в на­бор форм мас­тер­ской Ка­ра­ка­шя­на-Ба­ль­яна. Они по-пре­жне­му дос­та­точ­но час­то по­явля­ются на по­су­де, со­зда­ва­емой Ма­ри Ба­ль­ян, об­ычно в ма­лом раз­ме­ре на свет­ло-го­лу­бом фо­не. В ее не­дав­ней ра­бо­те «Пу­те­шес­твие» ры­бы над­еле­ны круп­ны­ми раз­ме­ра­ми, инди­ви­ду­аль­ны­ми фор­мой и цве­том. Что касается изображений людей, в ранних работах Бальян присутство­ва­ли биб­лей­ские пер­со­на­жи, каж­дый из ко­то­рых изо­бра­жал­ся на от­де­ль­ной пан­ели. Ча­ще все­го встре­ча­лись Ной в ков­че­ге, Ио­на и кит, Свя­той Гео­ргий и дра­кон. На мой взгляд, в этих сце­нах глав­ный упор де­ла­ется на фан­тас­ти­чес­кие эле­мен­ты (ков­чег, бо­ль­шой кит, дра­кон). Они под­чер­ки­ва­ют ско­рее ми­фо­ло­ги­чес­кие аспек­ты ис­то­рии, не­же­ли ре­ли­ги­озные. Из ска­за­ний о ко­ро­ле Арту­ре Ма­ри ис­по­ль­зо­ва­ла те­му схват­ки ры­ца­ря со львом. Ры­царь изо­бра­жал­ся в ви­де ска­зоч­но­го всад­ни­ка, иног­да в экзо­ти­чес­ком вос­точ­ном оде­янии. Та­ко­го всад­ни­ка мож­но ви­деть и на тра­ди­ци­онных пер­сид­ских рос­пи­сях ке­ра­ми­ки. Одна­ко Ма­ри Ба­ль­ян упо­ми­на­ет имен­но ле­ген­ды о ко­ро­ле Арту­ре– с ис­то­ри­ями о ры­ца­рях и Свя­том Гра­але она бы­ла хо­ро­шо зна­ко­ма со вре­мен уче­бы в ли­онской шко­ле. Начиная с 1980-х годов определенные деревья- кипарис, миндаль, па­ль­ма– на­чи­на­ют играть все воз­рас­та­ющую роль в ра­бо­тах Ма­ри Ба­ль­ян в ка­чес­тве об­особ­лен­ных и са­мос­то­яте­ль­ных объ­ектов. Ча­ще все­го они по­явля­ются на рос­пи­сях пли­ток. В древ­нем хрис­ти­анстве и ис­ла­ме оди­но­ко сто­ящее де­ре­во пред­став­ля­ет пей­заж в це­лом или при­ро­ду как та­ко­вую, сим­во­ли­зи­руя веч­ную жизнь. В дополнение к традиционным ярким изображениям цветов у Мари Ба­ль­ян мож­но встре­тить ко­лос­ки зла­ков и ди­кие цве­ты, та­кие как чер­то­по­лох, ане­мон. Их кон­ту­ры изо­бра­же­ны бо­лее тол­сты­ми ли­ни­ями, чем кон­ту­ры гвоз­дик, ги­ацин­тов и дру­гих цве­тов, при­ня­тых в тра­ди­ци­ях Из­ни­ка. На протяжении своего творческого пути Мари Бальян расписывала по­су­ду абстрак­тны­ми рас­ти­те­ль­ны­ми и фан­тас­ти­чес­ки­ми фор­ма­ми при огра­ни­чен­ном спек­тре: го­лу­бой и чер­ный, от­тен­ки си­не­го и зе­ле­но­го. Эти ра­бо­ты, с од­ной сто­ро­ны, со­хра­ня­ют вер­ность тра­ди­ци­ям Из­ни­ка-Кю­та­хьи, с дру­гой?– от­кры­ва­ют глу­би­ну вы­ра­зи­те­ль­нос­ти в ли­ни­ях сво­бод­ных форм, в рит­мах гар­мо­нич­но­го орна­мен­та­ль­но­го ми­ра.

Артистический язык Мари Бальян
Уже в ранних работах Мари Бальян можно обнаружить ее попытки передавать дви­же­ние га­зе­лей и птиц. По кон­трас­ту со ста­ти­чес­ки­ми изо­бра­же­ни­ями мас­тер­ской Ка­ра­ка­шя­на-Ба­ль­яна, Ма­ри Ба­ль­ян пред­став­ля­ет сво­их жи­вот­ных с по­вер­ну­ты­ми го­ло­ва­ми, бе­гу­щи­ми и ска­чу­щи­ми. Ее пти­цы то­же дви­га­ются, взле­та­ют и вы­ги­ба­ют го­ло­вы. Не огра­ни­чи­ва­ясь над­еле­ни­ем об­ра­зов под­виж­нос­тью, Ма­ри на­ча­ла раз­ра­ба­ты­вать соб­ствен­ный по­черк с пол­ны­ми дви­же­ния, вол­нис­ты­ми и жен­ствен­ны­ми ли­ни­ями. Ее ком­по­зи­ции выг­ля­дят сим­мет­рич­ны­ми, но на са­мом де­ле од­но­вре­мен­ные по­вес­тво­ва­ния раз­во­ра­чи­ва­ются на каж­дой сто­ро­не, а так­же на вер­хней и ниж­ней час­тях ри­сун­ка. Мир в изо­бра­же­нии Ма­ри уже не сим­мет­ри­чен, но ско­рее при­ни­ма­ет в рас­чет бес­ко­неч­ную ва­ри­ацию па­ра­лле­ль­ных соб­ытий. Ее склон­ность к про­ти­во­ре­чи­вос­ти, двус­мыс­лен­нос­ти и дис­тан­ции от­ра­жа­ется в фан­тас­ти­чес­ких и ска­зоч­ных ком­пози­ци­ях. Она стремится к интуитивному созданию сказочного по красоте мира. Мир, создан­ный ис­кус­ством Ма­ри Ба­ль­ян, есть чув­ствен­ная кра­со­та, дос­ти­га­емая че­рез гар­мо­нию форм и ве­ли­ко­ле­пие све­та, си­яю­ще­го на гла­зу­ро­ван­ных плит­ках. Красота, как чувственное и идиллическое качество, чужда западному ис­кус­ству XX ве­ка, ко­то­рое со­сре­до­то­чи­ва­ется на инди­ви­ду­аль­ной и ра­ди­ка­ль­ной вы­ра­зи­те­ль­нос­ти, бро­са­ющей вы­зов тра­ди­ции и, в осо­бен­нос­ти, на со­зна­те­ль­ной де­кон­струк­ции тра­ди­ци­онных пред­став­ле­ний о кра­со­те. Ис­кус­ство Ма­ри Ба­ль­ян в Ие­ру­са­ли­ме от­кры­ва­ет кра­со­ту, от­ра­жа­ющую бо­жес­твен­ные де­яния в ма­те­ри­аль­ных объ­ектах. Ее кар­ти­ны об­иль­ной, пре­ль­ща­ющей взгляд рас­ти­те­ль­нос­ти ста­но­вят­ся Fata Morgana, ми­ра­жом в ми­ни­атю­ре. Са­ми объ­екты фун­кци­они­ру­ют на раз­ных уров­нях: на чув­ствен­ном уров­не при­кос­но­ве­ния, на эсте­ти­чес­ком уров­не– как видение рая и на символическом?– как обет. В стране, где пейзаж бесплоден, сух и безлюден, одет в бетон и це­мент, ке­ра­ми­ка Ма­ри Ба­ль­ян по­зво­ля­ет нам кос­ну­ть­ся ма­те­ри­аль­но­го объ­екта, ко­то­рый фун­кци­они­ру­ет как сад в пус­ты­не.
Н.КЕНААН-КЕДАР (Тель-Авив Израиль)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Керамика Мари Бальян.jpg
Просмотров: 522
Размер:	34.3 Кб
ID:	589151   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Керамика Мари Бальян 1.jpg
Просмотров: 514
Размер:	112.1 Кб
ID:	589161   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Керамика Мари Бальян 4.jpg
Просмотров: 487
Размер:	89.3 Кб
ID:	589171   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Керамика Мари Бальян 5.jpg
Просмотров: 456
Размер:	150.3 Кб
ID:	589181  



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Allena (18.01.2010), L-ana64110 (17.01.2010), luka77 (05.04.2010), Ninni (17.01.2010), Samvel (17.01.2010), Shushan Kh (25.03.2014), Офелия (10.02.2010)