Показать сообщение отдельно
Старый 10.01.2010, 09:12 Язык оригинала: Русский      
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,437 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32410
По умолчанию Хачатурян Гаянэ Левоновна (1942-2009)

Родилась в Тбилиси в 1942 году.
1954-1957 - училась в детской художественной школе в Тбилиси.
Выставки
С 1963 - выставляется на различных выставках Тбилиси и Еревана.
1978 - участвует в выставке армянских художников в Лиссабоне(также в Марселе и Лионе).
1995 - персональная выставка в Париже, Эксе, Поптиви, Пуатье, Ниме.
Работы имеются в ГКГА, музее Современного искусства в Ереване, музее Басманджяна в Париже, а также в частных коллекциях Тбилиси, Еревана, Москвы, США, Франции, Канады, Италии и др.
------------------------------------------------
"Все мои персонажи - армяне"
Гаянэ Хачатурян — знаковое лицо армянской культуры. Уже не одно десятилетие. Ереван увидел ее картины в 1971 году на выставке, организованной в ДК Физического института. Ее появление в армянской культуре произошло естественно и органично: атмосфера тех лет вполне благоприятствовала.
Читать дальше... 
Выставка в ЕрФИ имела шумный, неординарный успех. Многие ее работы были куплены, вскоре появились первые публикации и репродукции. Так началось восхождение Гаянэ по артпирамиде. Через несколько лет ее работы впервые оказались в музейных залах — в ереванском Музее современного искусства.
Кто же она, Гаянэ, тбилисская соотечественница? Формально самодеятельный художник, только три года проучившийся в художественной школе. Потом было неофициальное общение с Ервандом Кочаром и Александром Бажбеук-Меликяном. Работа в аскетической мастерской Бажбеука окончательно сориентировала Гаянэ. Совершенно точно распознав и оценив неординарный талант Гаянэ, он запретил ей даже думать об Академии художеств. “От тебя ничего не останется”. Мудрый мастер не ошибся. Академическая выучка и Гаянэ, можно сказать определенно, абсолютно несовместимые понятия.

Необыкновенный природный дар в сочетании с еще более необыкновенным духовным миром и образом мышления и образовали ту Гаянэ, которая есть. Ту, что работает и удивляет художественную публику. Ее искусство манит и притягивает. Однажды попав в зону его притяжения, остаешься там навсегда. Работая изо дня в день, отставив в сторону все, что не укладывается в границы ее мира, забыв бытовую суету, так отвлекающую, она сделала искусство единственным смыслом жизни, единственной целью.
Картины и рисунки Гаянэ изначально поразили удивительным эмоциональным воздействием и тончайшей духовностью, которые со временем приобрели большую глубину и силу. Она создала свой мир, нет, планету, существующую помимо и вопреки всяким канонам и правилам. Оттого она, эта планета, приобретает исключительную самоценность. Гаянэ заселила ее странными, отрешенными, но очень симпатичными созданиями — людьми и зверьми, зооморфными существами, барочными дамами в кринолинах и шляпах, занятых непонятной зрителю деятельностью. Кстати, из нее получился бы прекрасный, поистине безудержной страсти и красоты театральный художник, сценограф, повернись колесо фортуны чуть-чуть другой стороной.
“Мое пространство — театр”, — говорит Гаянэ. Созданный ею народец разыгрывает загадочные, красочные спектакли, где замешены мифологические и художественные реминисценции — воспоминания о далеком прошлом или, может быть, о будущем, весь интеллектуальный и духовный мир автора. Именно поэтому ее персонажи серьезны, полны достоинства и сознания важности своей миссии. Она создала замкнутую планету — театр — и смогла заставить поверить в ее существование. Для Гаянэ смертная тоска изображать мир видимый, всем доступный. Потому она и дает волю своей волшебной фантазии. Но фантазия, воображение — как туман, они могут расползтись, исчезнуть. Главное — успеть картинки, образовавшиеся в сознании или подсознании, зафиксировать без потерь, а в процессе работы еще и обогатить, насытить деталями, фактурой, цветом.

Искусство Гаянэ уже давно выбралось за пределы ее мастерской, получило признание повсюду. Оно не имеет каких-либо явных национальных признаков. Тем не менее Гаянэ считает, что в каждом произведении заложен армянский код. “Все мои персонажи — армяне”, — говорит она. Этот код, без сомнения, заложен и в самой Гаянэ, необыкновенной, неординарной личности, тонко чувствующей тончайшие движения души, — своей и своих придуманных персонажей. Потому ее картины рождаются нелегко, с огромными затратами нервных сил и духовной энергии.

Имеет ли смысл разгадывать потаенный смысл ее картин — вопрос, терзающий и их обладателей, и зрителей. Вопрос открытый. В любом случае это очень увлекательно, и рискнувшего едва ли не физически затягивает в мизансцены театра Гаянэ. Не очень помогают и названия — только как точка зыбкой и эфемерной опоры. “Названия, — объясняет Гаянэ, — появляются вместе с образами, я их не придумываю. Они как рама собирают картину, они ключ к разгадке”. Безусловно, они помогают приоткрыть завесу тайны. Но только приоткрыть, не более. Остальное надо додумывать и чувствовать, не забывая, что тайны жизни и искусства всегда рядом. Одна из тайн Гаянэ — место действия.

В ее картинах нет узнаваемой природы или интерьеров, а есть некие знаки. Условное, многослойное пространство, где много лестниц, переходов, арок, ворот, часто напоминающих изощренные декорации. “Мое пространство — театр. Очень люблю зеркала — они дают бесконечную глубину. Зеркальное видение очень индивидуально”. Свое видение Гаянэ как-то назвала “театром зеркальной куклы”. Вполне убедительно.
Зрители, увлекшись содержанием работ Гаянэ и силясь разгадать их тайну, на время, кажется, забывают о ее великолепной живописи и о виртуозных рисунках. Мастерство ее росло из года в год, живопись становилась роскошной, приобретала музейную драгоценность. Цветовидение Гаянэ поражает, она легко и изящно сталкивает труднейшие цвета, добиваясь самоцветного свечения.

Кроме того что картины Гаянэ радужно сверкают как шкатулки с драгоценностями, от них, кажется, исходят не сразу слышимые звуки и не сразу осязаемые пряные ароматы и вкусы. Многие названия прямо говорят об этом. Гаянэ синтезирует чувства. “Красное шествие с шорохом черной сливы”, “Голубой локон айвы”. Зрителю предоставляется полная свобода окунуться в гомон и крик толпы, состоящей из красноволосых женщин, ангелов, ренессансных дам, карликов, пантер, павлинов. Всю эту общность неведомых существ окутывают волшебные звуки и дивные запахи благовоний, фруктов и, может быть, даже кулис того театра, что она создала вопреки окружающему миру, скучному и постному для Гаянэ. А здесь ее руками, умом и сердцем созданный или, может, воссозданный мир, абсолютно интересный, бесконечный со множеством никогда не повторяющихся мизансцен.

Восток и Запад сталкиваются на подмостках ее театра совершенно мирно, иначе разве был бы слышен шорох черной сливы, разве ощущалось бы дуновение театра красной ночи, разве следовал бы барс за пурпурным кортежем, наконец, не крутилась бы ее вечная прялка. На планете или в театре Гаянэ хотя и кипят страсти, тем не менее царят мир и согласие. Ее работы излучают, творят добро в самом изначальном смысле слова. Каждая ее картина — сгусток ее чувств, воспоминаний, ощущений, сгусток, сотканный из разных культур, но в конечном счете каждая картина или рисунок — это “кардиограмма” ее беспокойной души, свободных фантазий и неувиденных снов. “Сны? Нет-нет, снов я вообще не вижу”, — сказала однажды она. Сны ускользают, да и зачем ей сны, когда достаточно закрыть глаза и уйти в закоулки сознания и увидеть внутренним зрением то, что так и просится на холст в виде роскошных театрализованных действ...

Гаянэ давно уже Мастер. Ее творчество уникально. Иллюзорный мир, созданный ею, нежен, хрупок и прекрасен. Гаянэ сама, ее работы вызывают восхищение и неизбывный интерес всех, кто хотя бы раз имел возможность соприкоснуться с ними. За феерической красотой ее полотен проглядываются, скорее ощущаются ее мудрые размышления. О мире, о людях, о страстях и печалях.
О красоте фиалковой ночи, желтых груш и зеркальных кукол.
Гаянэ — достояние всеобщей культуры.
Но будем при этом помнить, что и в ней, как и в ее произведениях, заложен армянский код. Код, который нельзя взломать...
-------------------------------------------------------------
По теме с сайта "Выставка Г.Хачатурян" http://artinvestment.ru/news/exhibit...chaturyan.html
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 200_b26f086f31.jpg
Просмотров: 253
Размер:	27.6 Кб
ID:	576031   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4138_2.jpg
Просмотров: 386
Размер:	44.7 Кб
ID:	576041   Нажмите на изображение для увеличения
Название: гаяне 1.jpg
Просмотров: 404
Размер:	53.2 Кб
ID:	576051   Нажмите на изображение для увеличения
Название: гаяне 2.jpg
Просмотров: 383
Размер:	64.2 Кб
ID:	576061   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 200_124012bc33.jpg
Просмотров: 407
Размер:	53.5 Кб
ID:	576071  





Последний раз редактировалось Евгений; 10.01.2010 в 09:52.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 12 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
DAVIER (22.01.2010), luka77 (10.01.2010), lusyvoronova (21.01.2010), mihailovoh (10.01.2010), OTROK NIKODIM (21.01.2010), Samvel (10.01.2010), sur (23.01.2010), Кирилл Сызранский (10.01.2010), Люси (12.01.2010), Офелия (09.02.2010), Самвел (10.01.2010), Тютчев (11.01.2010)