Показать сообщение отдельно
Старый 04.01.2010, 11:06 Язык оригинала: Русский       #4
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,436 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32409
По умолчанию К 125-летию со дня рождения Седрака АРАКЕЛЯНА

Как-то у некоего народного артиста России мужики спросили: "Знаем, что ты народный артист, а вот когда заслуженным станешь?" Заслуженный деятель искусств Армении Седрак Аракелян всегда являлся народным художником, и это обстоятельство было несомненным для всех - художников, искусствоведов, представителей интеллигенции и простого народа. Это безоговорочное признание он заслужил искренностью и правдивостью своего искусства, в которое вкладывал все порывы своей души, зоркость глаза и виртуозное владение кистью. И лучше всего это подтверждается словами патриарха нашей живописи Мартироса Сарьяна: "Что же получится, если в один прекрасный день из экспозиции Ереванской картинной галереи убрать этюды Аракеляна!.." О нем писали такие известные мастера, как Эдвард Исабекян и Габриэл Гюрджян, искусствоведы Вильгельм Матевосян, Генрих Игитян, литератор Мариетта Шагинян и многие другие.
И чем больше десятилетий отдаляют нас от земной жизни мастера, скончавшегося на 58-м году жизни, буквально через месяц после открытия своей первой персональной выставки в тяжелом 42-м (остальные выставки были посмертными), тем ярче, весомее и прекраснее становится нетленное искусство художника. Седрак Аракелян не был обделен вниманием: работы его экспонировались на протяжении всей его жизни не только в Ереване, но и в Москве, Тифлисе, Петербурге, а также в Венеции, Париже, Стокгольме и Нью-Йорке.
Читать дальше... 
Было и несколько посмертных персональных выставок в Ереване, и всегда, и везде художнику сопутствовали признание и искреннее восхищение, ибо как музыке можно внимать всем своим существом, не анализируя и не вникая в тайны профессионального мастерства, так и творчество С.Аракеляна воспринималось прежде всего эмоционально, волновало своей непосредственностью, романтическими порывами, будило все лучшее в человеке. ...Родился Седрак Аракелян в крестьянской семье в нахиджеванском селении Джаук. Был отправлен отцом в Тифлис, где работал подручным портного, чтобы осуществить мечту отца и стать мастером-портным.
Но счастливая случайность привела его сначала в Тифлисскую школу живописи и скульптуры, где он учился у Е.Татевосяна и Б.Фогеля, а затем и в Московское училище живописи, ваяния и зодчества - к А.Архипову, К.Коровину и А.Васнецову. Побывав в Армении, он навечно был очарован ее природой, озером Севан и в 1919 году окончательно обосновался в Ереване, женился, стал отцом, активно участвовал во всех художественных и общественных начинаниях молодой советской республики. Он первый директор Художественной школы (ныне училища им.Терлемезяна), где преподавал вплоть до 37-го года; он не только член Союза художников Армении, но и член правления, руководитель секции живописи, участник организации изопередвижной мастерской и ее экспедиций. Однако неумолимая судьба прервала жизнь мастера, когда искусство его было в расцвете и остались незавершенными многие планы, несбывшимися - мечты. Но планка уже сотворенного была столь высокой, что художник без споров и сомнений занял одно из первых мест в отечественном изобразительном искусстве, где пребывает и поныне, когда благодарные соотечественники отмечают его юбилей, - 125 лет со дня рождения.
В творческом наследии С.Аракеляна преобладают пейзажи, однако его композиции "Севанские рыбаки" и "Культуру - в горы!" врезаются в память, как и несколько созданных им женских портретов. Тот тонкий сплав реализма и импрессионизма, который осуществил художник, заполнив светом и насыщенными красками, пропитав свежей воздушной струей свои полотна, никого не могжет оставить равнодушным. Уже в одной из ранних работ - "Портрете Сирануйш Берберян" (1913) - бросаются в глаза стремление к психологической обрисовке образа и эффект цветового контраста - черного и красного. Как верно заметил Генрих Игитян, колористом невозможно стать, им нужно родиться. И добавим: армянский художник должен создавать национальный колорит. А передать глубокий исчерпывающий взгляд моделей - будь то автопортрет или запечатленная дважды С.Берберян, поражающая особой человеческой глубиной Рипсимэ Саргсян или безвестный передовик производства - мог только творец, наделенный не только исключительным живописным мастерством, но и глубоким, и богатым внутренним миром, впитавший культурное наследие армянской и мировой истории. Нелегкий труд севанских рыбаков в одноименной композиции (1935) подчеркнут и нарочито сдержанной цветовой гаммой в коричнево-сиреневых тонах, и динамичностью персонажей, и неспокойной погодой на озере. По всему берегу и близлежащему кусочку воды строго продуманно выписаны фигуры рыбаков, и весьма конкретный материал обобщает большую тему. Иной художественной задачей руководствуется мастер при создании уникального полотна "Культуру - в горы!" (1936). С.Аракелян смело дает здесь волю фантазии, четко и красочно живописует верблюдов, несущих на себе самый ценный во все века для нашего народа объект культуры, - книги, учебные атрибуты. Но чаще всего живописец обращается к незатейливым картинам природы, неприхотливым уголкам родного края, находя неисчерпаемое очарование в пекущих хлеб женщинах, осенних аллеях в садах Еревана, его старом рынке и караван-сарае. Обращаясь неоднократно к видам Севана, его монастырям, скалам и гористым берегам, С.Аракелян всякий раз выбирает новый ракурс изображения, новое освещение, разное время года и дня и неустанно любуется сам и делает нас причастными к чуду природы. А как прекрасны его весенние цветущие деревья и особенно осень в роскошном убранстве, в многоцветье оттенков и тонов! И горы, армянские горы, выступают то в охристой гамме ("Пейзаж", 1939), то окрашенными в розовый цвет зари ("Розовые скалы", 1940, "Севан. Утро." 1940), то в суровой синеве ("Малый Масис", "Гора Ара"). Неожиданность подачи вначале поражает, но вскоре становится родной, и вечным покоем веет от подсмотренного неординарным взглядом художника неповторимого пейзажа, от женских фигур, занимающихся привычным делом, - сбором хлопка, пшата, выпечкой хлеба... И преисполненный увиденным, обогащенный им, человек полнее, красочнее и благодарнее воспринимает не только картины родной природы, но и саму жизнь, где вместе с горестями, потерями, катастрофами есть и безусловное благо, - роскошь постижения искусства и его вечных ценностей.

Зульфа ОГАНЯН
-----------------------------------------------------------------
Аракелян Седрак Аракелович [17(29).12.1884, с. Джаук, ныне в Азербайджанской ССР, - 6.3.1942, Ереван], советский живописец, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1935). Окончил (1916) Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у С. В. Иванова, К. А. Коровина и А. Е. Архипова. Автор лирических пейзажей и жанрово-пейзажных картин. Произведения: "Старый рынок в Ереване" (1921), "Монастырь на Севане" (1925), "У родника" (1928), "Культуру в горы" (1936), "Зангезур. Старый Горис" (1940) - все в Картинной галерее Армении, Ереван; "Сбор хлопка на колхозных полях" (1930, Третьяковская галерея).
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: gol_ru_53197.jpg
Просмотров: 718
Размер:	7.1 Кб
ID:	565081   Нажмите на изображение для увеличения
Название: SEDRAK ARAKELIAN.jpg
Просмотров: 1314
Размер:	132.5 Кб
ID:	565091   Нажмите на изображение для увеличения
Название: SEDRAK ARAKELIAN 2.jpg
Просмотров: 908
Размер:	48.1 Кб
ID:	565101   Нажмите на изображение для увеличения
Название: SEDRAK ARAKELIAN 3.jpg
Просмотров: 994
Размер:	84.7 Кб
ID:	565111   Нажмите на изображение для увеличения
Название: SEDRAK ARAKELIAN 4.jpg
Просмотров: 1046
Размер:	90.9 Кб
ID:	565121  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: SEDRAK ARAKELIAN 5.jpg
Просмотров: 873
Размер:	146.2 Кб
ID:	565131  



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 18 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
iside (15.01.2010), luka77 (27.07.2010), lusyvoronova (21.01.2010), mihailovoh (04.01.2010), Ninni (16.01.2010), SAH (04.01.2010), Samvel (04.01.2010), Santa (01.08.2011), spigo (04.01.2010), sur (20.01.2010), usynin2 (23.02.2010), Кирилл Сызранский (04.01.2010), Люси (07.01.2010), олег назаров (06.01.2010), Офелия (08.02.2010), Самвел (04.01.2010), Ухтомский (08.09.2017)