Илья Табенкин. Метафизика семидесятых
Резкий рост интереса к творчеству шестидесятников, сопровождавшийся драматическим ростом цен на работы основных художников из «обоймы», достаточно быстро отсек от этого рынка собирателей и инвесторов с небольшими бюджетами, по сути, оставив их довольствоваться графикой, по определению обладающей заметно меньшим инвестиционным потенциалом.
Проявлять же практический интерес к живописи признанных представителей «другого искусства» сегодня разумно лишь при бюджете 30–50 тысяч долларов. Понятно, что эти инвестиции сегодня наименее рискованны с точки зрения имен — приоритеты уже расставлены. Остаются лишь обычные технические риски (не встретиться с подделкой) и субъективные ошибки в определении силы живописи. Но зато и цена... Словом, профильные коллекционеры и инвесторы с небольшими бюджетами давно уже ищут в любимом периоде менее раскрученные имена с высоким качеством живописи.
Совет обратить внимание на творчество семидесятника Ильи Табенкина (1914–1988) я услышал еще год назад. Имя отнюдь не новое, но не «тусовочное»: его можно встретить в теплых воспоминаниях учеников, но не в хрониках залихватских московских пирушек и политической фронды периода «оттепели».
Впрочем, от власти художник пострадал больше, чем иные нонконформисты. В восемнадцать лет молодой студент Московского художественного училища памяти 1905 года Илья Табенкин послал арестованному другу краски. Поступок стоил ему заключения в Бутырке, трех лет каторжных работ в казахских лагерях и последующей ссылки. Словом, не на бульдозерную выставку сходить.
Вернуться к профессии помог случай: хаос Второй мировой войны позволил скрыть судимость и поступить в нынешний Суриковский художественный институт, в те годы эвакуированный в Самарканд. Потом десятилетия официальной работы: комбинаты соцреализма, номенклатурные портреты, заурядные пейзажи…
Все это закончилось внезапно, как бывает, по озарению. Табенкин изобрел свой натюрморт, свою технику, свой свет, в который укрыл свою метафизику и свою философию. В фигурках, слепленных из гипса, пластилина и папье-маше, искусствоведы сегодня видят ветхозаветную идею о сотворении мира, поиск гармонии, поиск Бога, метафизические размышления, находят даже случайное сходство по восприятию с работами Вейсберга и Краснопевцева. Сам же художник, по воспоминаниям, ценил прежде всего загадку — то, что превращает творчество в искусство. С начала семидесятых и до конца жизни маленький сгорбленный человек (с детства у него был травмирован позвоночник) упорно работал над своими загадками, требующими сосредоточения отшельника.
Говорят, что Табенкин успел застать первые лучи общественного признания, появившиеся после знаменитого «русского Сотбиса» 1988 года, за несколько месяцев до смерти художника. Но похоже, что по-настоящему высокий интерес к творчеству художника формируется лишь сейчас, на наших глазах. В 2005–2006 годах прошли выставки (большая выставка галереи «Веллум» в ЦДХ закрылась 15 октября), публикации, работы Ильи Табенкина были включены в списки лотов местных аукционов.
Продолжилось и ценовое движение: живописные работы среднего размера, за которые год назад просили 3,5 тысячи долларов, сегодня продаются в диапазоне 5–7 тысяч долларов. Часть работ Табенкина представлена в ведущих музеях страны, но большинство холстов находится в рыночном обороте. На галерейном рынке (российском и зарубежном) пока есть достаточно большой выбор. Но такая ситуация, как обычно, сохранится не долго.
УЧТИТЕ, ЧТО ПРОШЛО 2 ГОДА -- по меркам арт-рынка-вечность. Опубликовано было тут:
http://www.directorinfo.ru/Article.a...=16837&iid=780