Много лет эта работа находилась в коллекции знаменитого французского поэта Луи Арагона (1897-1982). По слслучаю его 60-летия, она была подарена Арагону советским правительством в 1957 году. Женой Арагона была известная писательница Эльза Триоле, сестра Лили Брик. Неизменная муза поэта-футуриста Владимира Маяковского и жена критика и поэта Осипа Брика, Лиля Брик помогала многим начинающим талантам и была знакома с ключевыми фигурами русской и европейской культуры. "Арсенальская гора ночью" была приобретена при посредстве Лили Брик, вероятнее всего у Кирилла Зданевича. Брик была горячей поклонницей творчества Пиросмани, и даже собирала материалы о нём, включая фотографии и т. д.
Поскольку картина нуждалась в реставрации, вначале она висела в московском доме, где Брик жила со своим вторым мужем, писателем Василием Катаняном, а позже была перевезена в квартиру Арагона в Париже. До Зданевича картина принадлежала Баядзе, хозяину харчевни в Тифлисе. В 1920 году поэт Колау Чернявский обнаружил картину в районе Тифлиса, где располагалась эта харчевня.
Цитата:
Сообщение от Пар-И
Его замечательные животные...
|
Вот что писал о Пиросмани искусствовед Эраст Давидович Кузнецов:
"Более четверти дошедших до нас картин Пиросманашвили - изображения животных, да он и сам говаривал: "Люблю рисовать животных. Это друзья моего сердца... " Однако не повернётся язык назвать его анималистом, и нам дела нет до того, что пропорции животных у него сплошь и рядом неточны, что белая медведица написана у него в зарослях кукурузы, а жираф -не желтого, а серебристо-серого цвета. Во всех этих картинах речь идёт не столько о зверях и птицах, сколько о людях.
Неудивительно, что чаще всего он писал тех, в ком мог выразить свой идеал, передать своё понимание прекрасного, гармоничного человека, существующего достойно - не оскверняющего ни злом, ни хитростью, ни корыстью землю, на которой он живёт: благородных и гордых Оленей, мудрых и сильных Львов, нежных и кротких Ланей. Ещё один любимый его герой - "Пасхальный ягнёнок" - воплощение чистого и невинного существа, обречённого на погибель и идущего навстречу смерти, словно не в силах сопротивляться неумолимой и жестокой судьбе. А знаменитый "Жираф", стоящий посреди загадочной и голой равнины, взирающей на нас с горечью и ужасом, стал своеобразным автопортретом художника, зеркалом его растревоженной души".
Как глубоко, правда?