|
Гуру
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Репутация: 22525
|
Полагаю, что будет не лишним опубликовать в этой теме статью из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Статья была написана ещё при жизни художника известным художественным и литературным критиком того времени Чуйко Владимиром Викторовичем.
I
« Боголюбов Алексей Петрович маринист, родился 16 марта 1824 года в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Б. занимался живописью. В 1839 г. начал службу во флоте. В 1849 году был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Б., герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Б. последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М. П. Воробьеву и Б. П. Виллевальде.
Читать дальше...
За два вида Кронштадтской гавани и за картину "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г." был пожалован высочайшими подарками. В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие Е. И. В. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". Б. вышел из академии в 1863 г. с первой золотою медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба. В этом звании он состоит и поныне. Оставив морскую службу, Б. в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Б. побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. По возвращении получил звание академика, а в 1860 г. профессора живописи. Тогда же Б. устроил в залах акад. выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его "Синоп" и "Кермес в Амстердаме" (в настоящее время находится в Эрмитаже). В последующих годах Б. много путешествовал с художественными целями по России. Император Александр Николаевич, оценив труды и талант Б., поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Б. был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме этих трудов, Б. по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В 1871 г. Б. написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей. Последние двадцать лет Б. живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 г. по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова: 8-го января 1841 г. Б. окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.
Без всякого сомнения, А. П. Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Б. заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, напр., морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Впрочем, значение Б. как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Б. знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами — Бегровым, Судковским, Орловским, Васильевым — являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками.
В. Чуйко.
II (дополнение к статье)
живописец; ум. в Париже в 1896 г.»
Об авторе статьи:
«Чуйко Владимир Викторович
(1839-1899) — литературный и художественный критик. Учился в омском кадетском корпусе, потом поступил на физико-математический факультет спб. университета, но курса не окончил. Слушал лекции в Париже, в Сорбонне, преимущественно по философии, истории литературы и сравнительному языкознанию; изучал в Германии и Италии историю искусств, особенно живопись и скульптуру эпохи Возрождения. На литературное поприще Ч. выступил в 1862 г., поместив в "Иллюстрации" обширную статью "Природа и знание"; с 1866 г. сотрудничал в "Женском Вестнике" и "Невском Сборнике", где напечатал несколько статей о новейших английских писателях; в 1867 г. уехал в Париж в качестве корреспондента "СПб. Ведомостей" (В. Ф. Корша); во время франко-прусской войны печатал в "Голосе" и "Биржевых Ведомостях" письма из гарибальдийского лагеря, Женевы и Рима. С 1872 г. Ч. вел критический фельетон в "Голосе", с 1878 г. — в "Новостях", а также принимал участие в "Будильнике" (под псевдонимом Маска). Ряд статей его по истории литературы и искусств напечатаны в "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Наблюдателе", "Северном Вестнике", "Труде", "Нови", "Вопросах философии и психологии" и др. В 1880-х гг. Ч. предпринял издание серии "Европейские писатели и мыслители" в переводах и извлечениях (Свифт, Боккаччо, Ренан, Кондорсе, Петроний, Дидро, Фихте, Шопенгауэр. и др., всего 21 книжка). Переводил и редактировал переводы Гейне, Бальзака, Тэна, Стендаля, Шайнохи, Льюиса, Брет-Гарта и др. Из оригинальных работ Ч. вышли отдельными изданиями "Современная русская поэзия и ее представители" (СПб., 1885) и объемистая монография "Шекспир, его жизнь и произведения" (СПб., 1889). Это — самая обширная на русском языке книга о Шекспире, написанная живо и литературно.»
|