О последнем годе жизни художника рассказывает следующий документ, подписанный настоятелем храма (перевод с французского сделан племянницами):
"Петр Ганский - 27 ноября 42 г.
С момента немецкого вторжении во Францию П. Ганский находился в Соstres. Состояние его здоровья требовало особого ухода, который он не мог там иметь, и настоятель перевез его в мае 1942 г. в дом для престарелых священников в Дора ( Dorat, Haute Vienne), где ему был предоставлен хороший уход со стороны францисканцев храма Пресвятой Богородицы.
3 октября 42 г, в Дора все имели, возможность видеть его и услышать, что ему там нравится, что священники очень внимательны к нему, а сестры очень предупредительны, и что он имеет все, чего он желал.
Среди священников он нашел много друзей, которые часто его навещали, а дети, когда он выходил, окружали его и просили рисовать их, но чтобы он не очень утомлял себя. Он всем очень нравился. Он заканчивал свой день во славу Бога-Отца, -Сына и Святого Духа и просил пресвятую Лурдскую Матерь Божию молиться за нас.
Режим питания не укреплял его. Он перенес инфаркт. В течение трех недель он был очень слаб и 27 ноября 1942 г., причастившись, он тихо отошел, окруженный священниками. 30 ноября состоялись похороны .
(Подпись настоятеля храма)"
После смерти Петр Павлович оставил свой большой архив, целый ряд манускриптов - все это хранится в архиве католической церкви. Там же хранится написанный им фантастический роман «Красная звезда» на французском языке, философские заметки с размышлениями о жизни, о путях развития истории, о высшем смысле.
Художественное наследие на родине художника невелико. В музеях Украины хранятся 38 произведений, из них в Одесском художественном музее - 36, в том числе 30 акварельных этюдов, которые музей получил в подарок от племянниц художника в 1991 г., когда они приехали в Одессу, чтобы посетить родные места, узнать, помнит ли Одесса своего художника. Этюды знакомят нас с монастырской усадьбой, узкими, небольшими, почти безлюдными улочками небольшого городка. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче свето-воздушной напоенноссти, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры. Среди этюдов - акварельный портрет художника в одежде католического священника.
Встреча с Еленой Поздняковой и Татьяной Золотовой, подаренные ими работы существенно обогатили музейное собрание, дали возможность восстановить пробел в истории художественной жизни Одессы начала XX в., а также познакомить с трагической, но очень интересной судьбой нашего талантливого земляка — художника Павла Петровича Ганского.
Л. Еремина
Последний раз редактировалось vyadem; 06.09.2009 в 12:51.
|