Показать сообщение отдельно
Старый 04.09.2009, 04:48 Язык оригинала: Русский      
Старожил
 
Аватар для Ухтомский
 
Регистрация: 18.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 521
Спасибо: 2,864
Поблагодарили 1,209 раз(а) в 372 сообщениях
Записей в дневнике: 6
Репутация: 2053
По умолчанию Фроловы

Фролов Александр Никитич (1830–1909)

Художественное образование получил в петербургской Академии художеств и вскоре по окончании академии был зачислен в состав художников Императорского мозаичного отделения Академии художеств. В Академии он работал над исполнением мозаик для Исаакиевского собора, а также для частных заказчиков. Занимался Фролов в мозаичном отделении вплоть до 1891 года, исполняя с 1883 г. и обязанности заведующего работами. Работал над исполнением высокохудожественных мозаик для Исаакиевского собора, а также для частных заказчиков. С 1883 года стал заведующим мозаичным отделением, Академией художеств, был удостоен званий: неклассного художника (1857), младшего художника-мозаичиста (1861), классного художника 3-й степени по исторической и портретной живописи (1865), академика (1872) и почетного вольного художника (1876).
На Московской политехнической выставке за образ св. Екатерины Фролов получил почетный диплом и большую золотую медаль. Кроме этого образа он исполнил для Исаакиевского собора образ Марии Магдалины, в образе «Бичевание» (в аттике собора) — фигуру Христа и воина, голову евангелиста Марка, образы св. Владимира и Ольги (с оригинала А.Е.Бейдемана).
В храме Христа Спасителя в Москве он руководил исполнением и установкой всех мозаичных орнаментов. В это же время им исполнены два образца из мелкой мозаики «Св. угодников Афонских» для храма Воскресения Христова в Петербурге. Из частных заказов интересны его работы для королевы Нидерландов Анны Павловны - голова и рука ангела у гроба Господня, для часовни в Висбадене — голова Божией матери и Младенца Христа, для графа С.Г.Строгонова — «Благовещение» (с оригинала Рубно) из мелкой мозаики с фигурами в рост, для мозаического отделения — голова св. Николая Чудотворца.
Исполненные Фроловым мозаики отличаются не только замечательной художественностью, но и тщательностью исполнения. Он был, несомненно, одним из выдающихся мастеров искусства мозаики.
Одна из последних работ Фролова – мозаичный портрет императора Александра III.

Фролов Александр Александрович (1861–1897)

Сын мозаичиста А.Н.Фролова. В 1878 году поступил в архитектурные классы Академии художеств, которые окончил со званием художника архитектуры 1-й степени.
Изучал мозаику, в 1885 году создал мозаичный жертвенник для церкви Академии. Некоторое время был помощником архитектора Богомолова, но окончательно решил посвятить свое творчество мозаике. Как архитектор, он не имел права стать художником-мозаичистом, поэтому с 1886 по 1888 годы работал в мозаичном отделении техником мозаики.
В 1887 году Фролов подал в Совет Академии докладную записку о новом способе производства мозаики, и годом позже был командирован в Италию и Францию для изучения новых приемов мозаичного набора.
Два года А.А.Фролов работал в Венеции, еще год провел в Риме и Париже.
По возвращению в Петербург стал работать над мозаиками Исаакиевского собора, не оставляя мысли применить в России опыт декоративного мозаичного набора.
При помощи Академии художеств основал в 1890 году частную мозаичную мастерскую. Фролов возглавлял ее с 1890 по 1897 год, исполнил ряд заказов, самый значительный из которых – изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова, а весной 1897 года получил заказ на изготовления мозаик в интерьере этого собора.

Фролов Владимир Александрович (1874–1942)

Младший сын А.Н.Фролова, брат А.А.Фролова. Окончил классическую гимназию при Императорском Историко-филологическом институте.
В 1893 году был зачислен в мозаичную мастерскую Фролова как компаньон. Спустя год Владимир поступил в Академию художеств, на живописное отделение, но высшего образования не завершил. После смерти брата ему пришлось принять руководство мозаичной мастерской. Он прервал образование и отправился за границу для изучения новых приемов мозаичного набора.
Фролов осматривал и обследовал сохранившиеся древние мозаики Венеции, Парижа, Берлина, а также детально знакомился с новейшими течениями в мозаичном деле, искал такие методы набора, которые можно было бы применить в климатических условиях России.
Читать дальше... 
В Санкт-Петербурге, родном городе Фроловых, много мозаик, набранных в их мастерской: мраморная облицовка и мозаика великокняжеской усыпальницы (1896-1906) в Петропавловской крепости по проекту Д.И.Гримма; панно надгробного памятника А. И. Куинджи (1913, Некрополь мастеров искусств, эскиз Н. К. Рериха); аптека Пеля с его "органотерапевтическим институтом" и мозаичными гербами под крышей (1910); искрится на солнце фриз дома Набоковых; смальтой мерцает весь верхний этаж на Большой Зеленина; игрушкой стоит на канале Грибоедова храм Спас на крови по проекту А.Парланда (1897—1907) - самое большое, целиком мозаичное творение фроловской мастерской. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам 32 художников, среди которых были такие художники, как В.М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Частная мастерская Фроловых в начале ХХ века завалена заказами, строится собственный дом: Васильевский остров, Большой проспект, 64. В нем и работают, и живут. Неожиданные в классическом дворе-колодце мозаики до сих пор украшают стены.
"Мастерская находилась на втором этаже, а мозаики были размещены в порядке рекламы и визуальной информации", - пояснил внук Владимира Фролова Владимир Фролов.
Через год после революции мастерская Фролова закрыта: мозаика - вне закона - религиозное искусство. Десять лет запрета на профессию. Ни одной мысли об эмиграции. Фролов дает уроки, кое-что реставрирует и даже собирает оркестр балалаечников.
Спасло русскую мозаику одно из строений. Автор мавзолея - выдающийся архитектор Алексей Щусев - при строительстве настоял: траурный зал непременно нужно оформить мозаикой. И такое важное дело можно поручить только одному человеку - Владимиру Фролову - и его мастерской.
Строгие стены мавзолея прошила рваная рана рдеющих знамен - это Фролов и еще всего три человека так обработали и сложили пурпурные смальты. Вензеля - Н1 и А2 - Николай Первый и Александр Второй. Усыпальница пролетарского вождя отделана императорской смальтой.
Дело сдвинулось в 1929 году. Но тогда же пришлось сдвигаться и Фролову.
"1929 год - довольно сложный год для семьи Фроловых. По постановлению Ленсовета о выселении владельцев из их домов, несмотря на то, что он занимался изготовлением мозаик для мавзолея Ленина, Фролов и его семья были изгнаны из дома", - рассказал внук Владимира Фролова.
Фролов переезжает в разгромленную мозаичную мастерскую Академии художеств Петербурга, которую своими силами приводит в порядок, в которой делает свою самую знаменитую советскую работу: Фролов и его мастера собирают мозаики для московской станции метро "Маяковская" (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба», 1937).
С 1929 по 1942 год он реставрировал мозаику "Полтавская баталия" М. В. Ломоносова, мозаики собора Михайловского монастыря (снятие и реставрация, 1934—35) и Софийского собора — в Киеве (1936—40), возглавил мастерскую мозаики Академии художеств, стал профессором и автором ряда статей по истории, теории и реставрации мозаик.
Также В. А. Фроловым выполнены восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Автозаводская» в Москве под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта.
В марте 1941 года он принял участие в специальной комиссии, созванной Отделом охраны памятников Ленисполкома, предлагавшей сохранение храма Воскресения Христова «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры».
Последняя работа В.А.Фролова мозаики для станции метро «Новокузнецкая» в Москве. Фролов успел закончить работу в 1942 году, несмотря на то, что работал в крайне тяжелых условиях и практически в одиночку. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» – через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой.
Следующее его пристанище - Смоленское кладбище, где среди одинаковых и бесконечных блокадных могил стоит памятник профессорам Академии художеств.
Все там же и все так же стучат молотки почти 70 лет спустя.
"Как в XII веке, - говорит старший мастер мозаичной мастерской Российской академии художеств Павел Степанов, - все то же самое. Пенек, молоток - все то же самое. Вся античность. Аналогичные инструменты. Молоток, чтобы раскалывать смальту, раньше был без победита. Сейчас с победитом. Вот и вся разница".
В технике мозаичного искусства не меняется и не может измениться ничто. Мозаичисты говорят, что работают с вечностью.
"Смальта практически вечна. Если по ней не стреляют, не поджигают, то она очень долго хранится", - отметил Павел Степанов.
Внизу набираются портреты Петра для новых станций петербургского метро. А наверху стоят такие же мозаичные портреты Ленина, Сталина. Надпись: "XVII партсъезду". 1934 год. А рядом - те самые эскизы того самого Александра Дейнеки к плафонам московской станции "Маяковская". И нет здесь трех разных эпох и трех разных Россий - царской, советской и нынешней, а есть одна страна и одна эпоха.
Все скрепил стержень личности. От лика Христа до мускулистых гимнастов - все сделано одними руками, которые работали здесь.

Фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в мире подобных коллекций. И поныне она хранится в Петербургской Академии Художеств.

Полезные ссылки:
http://мозаика.su/19-vek/
http://www.isaac.spb.ru/saviour/ubranstvo/mosaic/studio
http://www.cathedral.ru/saviour/ubranstvo/mosaic
http://www.cathedral.ru/cathedra/num1/frolov
http://troitsa1.livejournal.com/312464.html
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, мозаики северной стены, по оригиналу А.П.Рябушкина.jpg
Просмотров: 126
Размер:	88.2 Кб
ID:	383275   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Воскресение, по эскизу М.В.Нестерова.jpg
Просмотров: 63
Размер:	88.2 Кб
ID:	383285   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Нагорная проповедь, мозаика южного свода, по оригиналу В.В.Беляева.jpg
Просмотров: 76
Размер:	86.1 Кб
ID:	383295   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Христос во Славе, мозаика алтаря, по оригиналу Н.Н.Харламова.jpg
Просмотров: 63
Размер:	82.1 Кб
ID:	383305   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Спас Нерукотворный, несомый Ангелами, с предстоящими Богоматерью и Иоанном, по эс.jpg
Просмотров: 73
Размер:	81.8 Кб
ID:	383315  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Распятие, мозаика западного фасада колокольни, по оригиналу А.А.Парланда.jpg
Просмотров: 58
Размер:	88.6 Кб
ID:	383325   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Воскресение Христа, мозаика южного киота, по оригиналу М.В.Нестерова.jpg
Просмотров: 63
Размер:	82.9 Кб
ID:	383335   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Христос во Славе, мозаика по искизу Н.Н.Кошелева.jpg
Просмотров: 67
Размер:	82.3 Кб
ID:	383345   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Пантократор, мозаика плафона купола, по оригиналу Н.Н.Харламова.jpg
Просмотров: 76
Размер:	82.6 Кб
ID:	383355   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Спас на крови, Богоматерь с Младенцем, мозаика главного иконостаса, по оригиналу В.М.Васнецова.jpg
Просмотров: 55
Размер:	81.7 Кб
ID:	383365  





Последний раз редактировалось Ухтомский; 04.09.2009 в 05:00.
Ухтомский вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо Ухтомский за это полезное сообщение:
Allena (21.10.2009), gans (05.09.2009), Katy (05.09.2009), SAH (04.09.2009), zarajara (22.05.2011), Евгений (04.09.2009), Кирилл Сызранский (04.09.2009), Тютчев (04.09.2009)