Как живописец он был откровенно плох. И 16 картин, привезенных на выставку из Латвии, это убедительно показывают. Его "Семь принцесс" (1908-1910) - плохая версия искусства "Голубой розы". Его "Жнецы" (1910) - второсортная вариация сюжета Милле. И странное название выставки - "В поисках искусства будущего" - не адекватно материалу: в своих собственных холстах Матвейс явно следовал уже изжитым стилям. Если бы не одно "но"...
Матвейс - несомненный апологет "бедного искусства". Самая яркая его черта - это его серость. В буквальном смысле слова: серой краской на сером фоне он писал свою "Мадонну" (1910). А чтобы написать ее, ездил на остров Готланд, где изучал средневековую провинциальную скульптуру. Будучи эпигоном эпигонов, он нашел нечто свое в постепенном освобождении от ярких красок и многочисленных линий. И в этом его совершенно не понимали современники и не оценили потомки. Хотя выйди Матвейс на свет божий из могилы где-нибудь в Москве тридцатых, его носили бы на руках.
Основные работы Матвейса - это его статьи и книги. Поэтому небольшая выставка в МЛК - скорее библиографическая, чем художественная. Например, образчик дембельского альбома - дамские письма "прапорщику Святославу Александровичу Нагубникову", заботливо наклеенные в тетрадочку с рисуночками. Прапорщик, кстати, тоже имел художественные наклонности. Вполне можно ожидать в Пушкинском выставку Нагубникова. Так и до мышей...
Но главное - это негры. Для Маркова что африканская скульптура, что готская, что тверской пряничный конь - все едино представляло интерес как искусство "примитива". Он его изучал, и в этом следуя французскому вкусу. Путешествуя по Европе, Марков фотографировал африканские статуэтки в этнографических музеях. Новые отпечатки со старых негативов оставляют самое яркое впечатление от выставки: сам того не подозревая, Марков был хорошим Фотографом.
2002-09-19 / Михаил Сидлин
http://www.ng.ru/culture/2002-09-19/6_exhibitions.html