После закрытия выставки «Бубновый валет» Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Куприн и Рождественский организовали общество художников с одноименным названием, устав которого был зарегистрирован 31 октября 1911 г.
Ларионов же со товарищами образовали новую группу с дерзким названием «Ослиный хвост». Название группе дала история, по которой в преддверии 26 Салона независимых в Париже группа шутников создала картину, привязывая к хвосту осла кисти, обмакнутые в разные масляные краски, и установив позади осла холст. Осла кормили чем-то вкусным, он от удовольствия помахивал хвостом, кисти елозили по холсту…шедевр состоялся. Эта нетленка была выставлена на этом Салоне и получила неплохую критику, пока не выяснилась ее природа. Назвав свою новую группу этим именем, Ларионов намеренно провоцировал критику на скандальные статьи. Собственно, и нынешнее современное искусство использует те же методы привлечения внимания.
В принципе, если разобраться, оставшиеся бубнововалетцы (кроме Фалька) при несомненных талантах ничего нового в искусстве не сделали; да, было создано много замечательных полотен, но все-таки это – развитие и переработка французских идей.
Поэтому «Бубновый валет» весьма осторожно ставят рядом с русским авангардом, и эти имена не входят ни в один зарубежный справочник по выдающимся художникам ХХ века, тогда как все мастера авангарда – от Ларионова до Лепорской и Древина – там присутствуют
|