Кристаллизация русского живописного авангарда началась зимой-весной 1908 г., когда возникли выставочные объединения братьев Бурлюков «Венок – Стефанос», ларионовское «Золотое Руно» и «Треугольник» Кульбина.
Выставка «Стефанос» (Венок в переводе с греческого) была открыта с 27 декабря 1907 по– 2 февраля 1908.
Помимо многих экспонентов «Голубой розы» в этой выставке участвовали братья Бурлюки, Н.Гончарова, М.Ларионов, А.Лентулов, Г.Якулов, В.Баранов-Россине, Л.Сюрваж.
Чем описывать, что там было выставлено, лучше привести комментарии прессы:
«Никогда еще мертвая, холодная и тупая техничность не выступала так обнажено в русской живописи, как теперь в работах семьи Бурлюков.
К семье Бурлюков примыкают г.Лентулов со своей ремесленной живописью и г.Штюрцваге со своими импрессионистическими вывесками.
Рядом с убежденными техниками на выставке есть представители той расплывчатой манеры цветных пятнышек и коротких бесхарактерных линий, которая особенно типична для М.Ларионова. Сущность этой манеры сводится к исканию легкой красивости, и эта черта особенно заметна и особенно неприятна у Н.Гончаровой.» (Н. Муратов. Выставка картин «Стефанос»., Русское слово, 4 января 1908).
Через два месяца после «Венка» открылась выставка «Салон Золотого Руна», организованная на средства Н.Рябушинского, на которой были представлены французы Ван-Гог, Сезанн, Гоген, Матисс, Писсаро, Синьяк, Дени, Роден и наши Ларионов с Гончаровой, Фонвизин (тогда писавшийся как фон-Визен). И французы, и наши оценку прессы заработали примерно одинаковую: «бездарнейшее убожество, отчаяннейшее нахальство, безнадежно больные, безобразная мазня, бессмысленная пачкотня» (Н.Зеницын. «Салон Золотого Руна»., Голос Москвы, 19 апреля 1908 г.).
|