Когда искусствоведы говорят о кубизме, они прежде всего называют два имени — Пикассо и Брак. Редко в одном ряду с ними упоминается Хуан Грис. Грис приехал в Париж в 1904 году, когда Пикассо уже успел утвердиться в столице искусства (правда, его «вотчиной» здесь была пока только тесная и холодная мастерская в «Бато-Лавуар», но ждать признания оставалось совсем уже недолго). Пикассо составил протекцию своему земляку, и тот получил в распоряжение комнату в подвале «Бато-Лавуар». В отличие от Пикассо, Грису пришлось прожить в «Бато-Лавуар» не пять, а все пятнадцать лет. «Карьера» Гриса не задалась с самого начала. Болезненно-скромный и требовательный к себе, он почти никому не показывал своих работ и только в 1912 году подписал контракт с Д. Г. Канвейлером. Но в 1914 году Канвейлера, который был немцем, выслали из Франции. Когда он вернулся после войны в Париж, он нашел своего «подопечного» в ужасающем состоянии. Годы в сыром подвале, напряженная работа и недоедание сделали свое дело: весь остаток своей жизни Грис вынужден был бороться с тяжелым легочным заболеванием. Умер он в 1927 году, когда имя Пикассо гремело по всему миру.
Последний раз редактировалось Вивьен; 19.08.2009 в 08:26.
|