Местный
Регистрация: 14.06.2009
Сообщений: 184
Спасибо: 193
Поблагодарили 660 раз(а) в 131 сообщениях
Репутация: 1164
|
О картинах
Цитаты из воспоминаний 1997г.
Сканы страниц каталога "Сюжетные картины"
...Ну а учеба, я бы сказал шла самотеком, без педагогического вмешательства, если-бы не оказавшийся каким-то образом в стенах училища капитан Борщев - бывший театральный художник. Он тоже ночевал в училище и не могу припомнить, преподавал-ли что-либо. Поговаривали, что он попросту скрывался от войны. Что было в действительности, - не знаю. Так вот этот Борщев (имя - отчество, к сожалению, забыл) много со мною возился, объясняя и показывая как строится композиция картины. От него я узнал, что картина - это не стихия, в ней все подчинено определенным законам, благодаря которым она и обретает выразительность. Он как-то незаметно неизвестно куда исчез. Потом ходили слухи, что возник в Симферополе, уже под фамилией Борсаев. Кем-бы он ни был в самом деле, не мне судить, но то что я знаю о композиции картины, в основном получено от него...
Читать дальше...
... С годами, написав не одну картину, я пришел к выводу, что картина, начиная от замысла, поисков решения композиции до психологической точности образов, дает больше чем курс учебы в институте. Есть разница, причем не в пользу института, рисовать-ли с превеликим усердием, но совершенно бессмысленно натурщика или рисовать натурщика для картины, зная зачем его рисуешь, что хочешь, чего добиваешься от этого рисунка, какой именно выразительности. Рисовать не раз и не два, пока не почувствуешь, что наконец, добился того, что тебе нужно...
... А до того, в конце третьего курса, еще у Яблонской я сделал эскиз, назвал его "Мечта", так по поводу этого эскиза, как мне после рассказал Зарецкий, была баталия Григорьева с Яблонской. Григорьев заявил: "Я не стал-бы писать такую картину", а Яблонская,- "а я стала-бы". Сюжет был такой: языческие времена, дед и мальчонка пасут коней, вечер, выползает огромная луна и пролетают этакие гуси-лебеди. Мальчик потянулся за ними, - полететь-бы. Кстати, эта картина стала моей болью. Прежде всего, сам эскиз: я начитавшись всякой литературы сделал цветной грунт. Купил порошок кирпичного цвета и загрунтовал им. Когда писал, это очень помогало мне, - без особых усилий получилось ощущение вечера. Но потом, когда кончил институт, решив сфотографировать, нашел этот эскиз, я с трудом узнал его. Красный цвет грунта пролез через всю живопись и убил, полностью убил все. Так на этом беда с этой картиной не кончилась. Фотографию я как-то сделал. Но потом, через несколько лет, когда жизнь забросила меня в Молдавию, я собрался и написал картину и даже, как мне кажется, сумел дать ей дух времени. Я взял и показал ее хорошему художнику Оскару Абрамовичу Кочарову, с мнением которого я очень считался. Он и высказался приблизетельно так: пусть это будет одна, ясная мысль, - полет, так полет, сказка - так сказка. Я сдуру взял и уничтожил уже готовую картину. С тех пор прошло много лет, я несколько раз возвращался к этой теме, но, увы ничего не получается. Ощущение картины утеряно…
...Учебный год кончился. Через месяц я должен был поехать с группой вести летнюю практику, ну а этот месяц я решил попробовать написать картину, которую давно уже вынашивал "Коммунисты, вперед!" Меньше всего меня заботили вопросы коньюнктуры. Она целиком строилась на моей памяти о войне, когда встать и идти вперед было невозможно, но мы вставали и шли. В какой-то степени это была и дань памяти тем, кто остались на полях войны. Решение картины пришло не сразу. У меня было много вариантов, в том числе, как-бы это сказать, что-то вроде монументального, с замедленным движением, растянутая по горизонтали. Когда я окончательно зашел в тупик, решил показать Шаталину. Он сразу-же указал на тот вариант, который я и воплотил на холсте. Конечно-же Виктор был прав."Монументальное" решение несло в себе фальшь, ложную театральность, позерство. Взявшись за картину, я был сам удивлен как быстро и легко она у меня пошла. Я написал ее даже не за месяц, а за 20 дней. Правда, все необходимые рисунки были уже готовы и вопрос как нарисовать руку или складки для меня не стоял. Потом была летняя практика. Проводили мы ее в селе Коженики. Чудесное это место, на берегу Роси. Километрах в 100 от Киева. Помнится, тогда со мной были и живописцы. В это-же лето приехала ко мне и жена. Она продала мою часть дома в Кишиневе. Я нашел в Боярке возле самого вокзала какую-то развалюху с хозяйкой старой еврейкой, чем-то постоянно напуганной, но в общем милой женщиной. У нее было 2 комнатки. Сначала мы снимали у нее одну комнатку, а потом купили обе. Мне самому заниматься ремонтом было некогда и я нанял человека, который как-то отремонтировал. Во всяком случае, не текло. С заработком тоже дела наладились. Опять-же благодаря Билану. Он познакомил меня с людьми которые организовывали заказы и, поскольку я в заказных работах никогда не халтурил делал их такой же отдачей как выставочные и никогда не срывал срок исполнения, а также довольствовался любым, даже весьма скромным гонораром, то работа у меня водилась. Вскоре нам на двоих с Биланом дали мастерскую на ул. Казачьей, где находился производственный комбинат художественного фонда. Чтобы не тратить время на электричку, я купил себе мопед и на нем ездил в мастерскую и обратно. Ездил в любое время года и при любой погоде. Ни одной республиканской выставки с живописью я не пропускал, участвовал на всех. А вот с картиной "Коммунисты вперед!", получилась где-то уже привычная для меня история. Договор на нее с министерством культуры был на 2 тысячи рублей. Закрывая договор, цену мне снизили до 1500 рублей. А потом, в течение нескольких лет ее многократно репродуцировали. В общей сложности я сам насчитал 17 раз. Это то, что я сам видел, знаю, считал. После я как-то был в Кишиневе, зашел на выставку, посвященную уже не помню чему и видел большущую картину Григоращенко под таким же как у меня названием. Боже, какая нелепая была картина. Талантливый художник настолько унизил свое дарование, что изобразил Брежнева, ведущего солдат в атаку. Брежнев у Григоращенко был в кожаной куртке, с пистолетом в руке, в очень героической позе. Не знаю как у кого, а у меня эта картина не вызывала никаких чувств, кроме чувства брезгливости...
|