При всех, казалось бы, формальных различиях, «актуальщики» едины в одном: они считают возможным объявить «изобразительным искусством» всё что угодно: любой предмет, римейк, действие («акцию») и фотографии «акций», клип, компьютерный файл; наконец, полное отсутствие чего-либо (пустые страницы альбома и т.п.) Произведение как таковое не имеет значения — важно его словесное истолкование, «меседж» (послание), которое сам художник или его «спич-райтер» — искусствовед адресую! зрителю. Молодая авторша представила на московском «Бьеннале» липучки с приставшими к ним дохлыми мухами. Известный радио-комментатор Яков Кротов объявил этот «проект» символом бренности всегс земного, равным по мудрости Экклезиасту.
«Меседж» подменяет произведение — именно его, словесное объяснение, восприятие, ощущение — идеологи «актуального искусства» провозглашают современным изобразительным искусством, будто бы полностью вытеснившим и заменившим живопись, графику, скульптуру. «Традиционное» изобразительное искусство, то есть собственно искусство они презрительно зачисляют в «маргинальное», «устаревшее», списывают «с корабля современности» как не заслуживающее ни экспозиции в музейных отделах современное искусства, ни широкого финансирования, ни представительства на международных бьеннале.
«Актуальное искусство» и изобразительное искусстве по существу, совершенно разные виды деятельности требующие разной направленности ума и, соответственно, разных форм обучения. Очевидно, что «актуальному искусству» вообще не нужны такие качества как талант, призвание, способность человека к художественному творчеству. Не нужно никакое профессиональное мастерство, а соответственно, и профессиональное художественное образование. Нет ни малейшей надобности тратить годы на овладение рисунком живописью, перспективой, анатомией, технологиями и пр. — необходимо развивать в себе совсем иные качества: способность придумать что-то «сногсшибательное», такое, чего еще до «меня» никто не придумывал, и заинтересовать своим «проектом» кураторов «имиджмейкеров», которые его «объявят искусством» спонсоров, которые его профинансируют, менеджеров, «аукционистов», которые взвинтят его продажную цену. Этот путь соблазняет возможностью пробиться на мировой художественный рынок, обрести мировую славу. Какому молодому художнику не хочется, прослыть новым, современным, передовым! Опасность же в том, что художник оказывается в полной зависимости от кураторов, менеджеров, искусствоведов: его могут включить в список «актуальных», «раскрутить», продать за большие деньги, но могут ведь и исключить «из списка», а это означает для художника полную катастрофу. Конец. Небытие. Липучки с дохлыми мухами, если «идеологи» не объявят их «искусством», не провозгласят «бренностью всего земного, равной по мудрости Экклезиасту» так и остаются всего лишь липучками из привокзального буфета, гадостью, которую, использовав, выбрасывают на помойку. То же ждет и «автора проекта»..."
Полностью статья здесь:
http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=575
------------------------------------------------
Мария Чегодаева
Родилась 19.01.1931 г. в Москве.
Живет и работает в Москве.
Искусствовед и художественный критик. В 1956 г. окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова.
Автор книг о современных художниках: "Владимир Минаев" (М., 1975), "Беньямин Басов" (М., 1983), "Книжное искусство СССР" в 2-х томах (М., 1983), "Пути и итоги" (М., 1989), "Китч, китч, китч" (М., 1990), "Алексей Шмаринов" (М., 1992), "Искусство, которое было" (М., 1997), "Дементий Алексеевич Шмаринов" (М., 1997), "Григорий Бенеционович Ингер. Мое детство" (М., 1997).
Член-корреспондент Российской академии художеств (1997). Кандидат искусствоведения (1986).
Действительный член Российской академии художеств (2001).
Член Президиума Российской академии художеств (2005).
Доктор искусствоведения (2005).
http://www.rah.ru/content/ru/main_me...12-11-22-17-18