Показать сообщение отдельно
Старый 10.07.2009, 19:48 Язык оригинала: Русский       #19
Гуру
 
Регистрация: 16.04.2008
Сообщений: 1,213
Спасибо: 1,422
Поблагодарили 7,268 раз(а) в 947 сообщениях
Репутация: 5498
По умолчанию

продолжение

Как правило, работы художников русского авангарда в маленьких аукционных домах типа Nagel уходят по более низким ценам по сравнению с крупными аукционами. «Заказчик соглашается с этими ценами», – сказала представитель Nagel Kocher-Benzing. «Если у нас будут такие высокие цены, как принято на торгах Кристис и Сотбис, у нас не будет покупателей. Но мы делаем то, что можем».
Многие работы, атрибутированные Шовленом и другими экспертами, были проанализированы учеными Элизабет Джегерс (Elisabeth Jägers), заместителем декана факультета культуры в Кельнском университете прикладных наук, и её мужем Эрхардом Джегерсом (Erhard Jägers) в Борнхайме, Германия. Их экспертиза большого количества работ русского авангарда предлагается в маленьких аукционных домах и галереях по всей Европе.
Читать дальше... 
Эрхард Джегерс рассказал ARTnews, что он заверяет подлинность работы в том случае, если «ничего не идет против» атрибуции, если он не находит причин не подтверждать подлинность. Он сказал, что он почти никогда не атрибутирует работу точно и уверенно, за исключением случаев, когда работа снабжается большим количеством документации.
Чета Джегерс атрибутировала, к примеру, смешанную технику на бумаге Поповой, происходящей, согласно каталогу, из частной коллекции в Швейцарии. Работа была выставлена на торги на аукционе Hampel в Мюнхене 4 июля прошлого года (лот 776). Арт эксперты, тем не менее, обнаружили несколько несоответствий. Одним из мотивов является изогнутая спинка стула позади стола. Имя производителя стула «Тонет» (Thonet) написано буквами разного шрифта и размера, и здесь присутствует хронологическая аномалия. Кубистическая живопись датируется ранними годами начала века, но имя Тонета написано с новой орфографией, принятой в России после революции: буква ер, которая была в употреблении до 1918 года, отсутствует. Другим несоответствием эксперты считают то, что композиция подписана инициалами и фамилией Поповой почерком, который Попова никогда и нигде не использовала в качестве подписи. Работа осталась непроданной.
Директор Холгер Хампел (Holger Hampel) сказал ARTnews, что он не обсуждает прошлые продажи. Он также сказал, что фирма полагается на мнение собственных технических экспертов и экспертов по истории искусства.
Самыми ранними подделками русского авангарда, хлынувшими на запад, были супрематическая живопись и графика, которые, по словам экспертов, начали появляться в конце 60-х и в 70-е. Супрематические композиции, состоящие из простых геометрических элементов, привлекают внимание фальсификаторов, потому что они выглядят так, что их можно легко копировать. По мнению Шацких, автора книги «Витебск: жизнь искусства» (издательство Йельского университета) коммерческий интерес к супрематизму вырос после столетней годовщины Малевича в 1978 году и «большое количество супрематических работ, приписываемых членам Уновиса, появились в европейских галереях и аукционных домах».
Супрематизм был разработан в Витебске в кругу Малевича, харизматического учителя, который собрал вокруг себя группу студентов и учеников, которые назвали себя Утвердители нового искусства, или Уновис. По словам Шацких, этих художников постигла удивительно похожая участь. Все они ушли из жизни молодыми, не оставив наследников.


Это не так. До сих пор жива Нина Суетина (пожелаем ей здоровья) – дочка Николая Суетина и Анны Лепорской, ближайших сподвижников Малевича, которая и сегодня считается главным экспертом по «кругу Малевича».

Современники и очевидцы жизни художественных личностей исчезли. Хотя их имена и были известны, они появлялись на групповых снимках, их работы оставались неизвестны. К тому же добавьте то, что Шацких называет «очевидной легкостью, с которой геометрическое абстрактное искусство может быть подделано» и возникают обстоятельства для наплыва фальшивок.
Когда работы появлялись на арт-рынке, требовались объяснения. «Как правило, – говорит Шацких, – холсты были найдены “случайно”, их прежние владельцы или не указывали происхождение, или говорилось, что “оказалось невозможным назвать имена”». Одной из «подходящих фигур для такого рода фальсификации» оказалась Нина Коган.
В 1985 году галерея Schlégl в Цюрихе организовала выставку 26 работ, приписываемых ранее неизвестной Коган. Согласно биографии, опубликованной в каталоге, Коган родилась в Витебске, была ученицей Малевича, последовала за ним в Петроград (Санкт-Петербург) после распада Уновиса и умерла в ГУЛАГе. К счастью, как указано в каталоге, работы Коган были спрятаны близкими друзьями, и затем тайно вывезены за границу. Акварели и гуаши, приписываемые ей, начали наполнять рынок во время выставки в галерее Schlégl.
Читать дальше... 
У Шацких насчет биографии Нины Коган другое мнение, основанное на её собственных исследованиях. Она обнаружила, что Коган родилась в Санкт-Петербурге в элитном кругу крещеных евреев. Дочь высокопоставленного военного врача, она училась в школе ордена св. Екатерины. Она вернулась в Ленинград (Санкт-Петербург) в конце 20-х и поселилась в бывшей квартире своей семьи, которую она делила с еще двадцатью другими людьми и домашним любимцем белым петухом. Он умерла зимой 1942, во время немецкой блокады города.
Преданные друзья Коган, которые, согласно каталогу галереи Schlégl, спасли её работы и провезли контрабандой на запад, удивительным образом, по словам Шацких, не были осведомлены о реальных фактах её жизни. Они приукрасили её биографию такими деталями, как детство в еврейском Витебске и смерть в сталинском концентрационном лагере.
Согласно Шацких, Коган написала много Кубистических конструкций на бумаге и холсте, но только три известные работы, все незначительные, выжили. Её художественное наследие было уничтожено. Без сомнения она никогда и представить не могла свое посмертное существование, которое её ожидало в аукционных домах на западе, где рисунки акварелью и картины маслом в супрематическом стиле, подписанные её именем, будут появляться регулярно.


У нас на форуме этой темы касались в ветке
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=16045


С конца 80-х годов аукционные дома продали более 150 работ, приписываемых Коган. Шовлен подтверждал подлинность некоторых из них. Когда Шовлена попросили прокомментировать мнение многих экспертов о том, что наследие Коган было грубо подделано, он ответил: «Я был в Москве однажды во время 1980-х. Мне предлагали целый ящик её работ, в котором находилось 100-150 произведений – акварели, гуаши и т. д. Запрашивали от 20 до 50 долларов за работу. Я не купил, потому что никто тогда не знал о Коган. До 1995 года она вообще не была известна».
Работы, приписываемые Коган, появились не только на маленьких аукционах Испании, Германии или Франции, но также на Сотбис и Кристис. На торгах Сотбис в Лондоне 15 марта 2007 года была акварель, приписываемая Коган (лот 324); еще одну работу предлагал Кристис (лот 1186) 27 ноября 2007 года. Ни одна из них не была продана. Аукционный дом Сотбис не отвечал на запросы о комментарии. Кристис ответил утверждением: «Кристис не станет продавать какое-либо произведение искусства, если мы знаем или есть основания полагать, что работа фальшивая». Кристина Штауффер (Christine Stauffer), партнер галереи Kornfeld в Берне сказала, что она полагается на мнение экспертов в этой области.
Читать дальше... 
Анна Каган (или Коган) – еще одна художница, которая остается загадкой для историков искусства. Ни одной работы Каган (1902-74) нет в русских музеях, ни одна работа не была опубликована при ее жизни. По мнению Шацких, картина в музее искусств Kawamura в Японии, которая появилась на выставке «Казимир Малевич: Супрематизм» в музее Menil Collection в Хьюстоне и в музее Гуггенхайм в Нью-Йорке в 2003 году, не принадлежит кисти Малевича. Она предполагает, что это работа Каган. Другая работа этой художницы находится в коллекции Эрнста Швиттерса (Ernst Schwitters) в Норвегии.
Несмотря на её неизвестность, тем не менее, Каган – ветеран арт-рынка. Работы, приписываемые ей или Анне Коган начали появляться в западных галереях и аукционных домах в начале 80-х, и появляются до сих пор.
Абстрактная композиция, приписываемая Каган, была выставлена на торги (но не продана) на аукционе Kunsthaus Lempertz в Кельне 2 июня 2007 года. Специалист Lempertz по современному искусству Улрике Иттершаген (Ulrike Ittershagen) согласилась, что было трудно атрибутировать работы художников, которые не слишком известны. «Мы не эксперты по русскому авангарду, – сказала она. – Мы доверяем отправителям» и двум ведущим экспертам, которые подтвердили подлинность работы, Андрей Наков и Василий Ракитин. Иттершаген отметила, что картины, атрибутированные как работы Нины Коган и Анны Каган, уже появились в музейных экспозициях.
Сегодня работы, приписываемые другим забытым художникам, которые работали в Витебске в течение 20-х годов, выскакивают на мировой рынок. К примеру, 12 июня прошлого года на аукционе МакДугалс в Лондоне предлагался «Портрет женщины в голубом платье» Надежды Любавиной (лот 81), художницы, о которой известно очень мало.
По словам Шацких, которая не была хорошо знакома с этой работой и не комментировала её, Любавина была в первой волне Петроградских художников, переехавших в Витебск. «Хотя её взлет на русском рынке и был молниеносным, – пишет Шацких, – исчезновение Любавиной было таким быстрым, что не оставило и следа». В начале 20-х она вышла замуж за профессора из Индии и вернулась с ним на его родину. Только две работы Любавиной находятся в коллекциях российских музеев. Картина, предложенная МакДугалсом, является единственной известной работой, приписанной художнице, работавшей в кубо-футуристическо стиле. Каталог не предоставляет какой-либо информации о ее происхождении. Картине не удалось найти своего покупателя.
Содиректор аукционного дома Уильям МакДугал (William MacDougall) сказал, что атрибуция работ таким малоизвестных художников была «очень большой проблемой, мы очень осторожны с работами авангарда». «Эта картина, – продолжил он, – была подписана художником и рассмотрена экспертами, которые почувствовали, что она подлинная».
Шацких добавила, что объектом подделок становится не только супрематизм Малевича. «Сегодня, – сказала она, – существуют подделки как его ранних импрессионистских пейзажей, так и его пост-супрематических фигуративных работ.
Пожалуй, главной ведущей фигурой русского авангарда, чье наследие было хорошо защищено, был Василий Кандинский, который умер в Париже в 1944 году. Множество работ, приписываемых Кандинскому, доступны в продаже, но, по словам экспертов, опытный коллекционер будет осторожен с ними, пока Общество Кандинского в Париже не поставит свою печать. Ни Сотбис, ни Кристис не примут живопись или графику Кандинского для аукциона, пока Общество не решит включить данную работу в каталог-резоне.
Общество было основано в Центре Помпиду в 1979 году вдовой художника Ниной, чтобы защищать и продвигать наследие Кандинского. Президент общества – бывший премьер-министр Франции Эдуар Балладюр (Edouard Balladur). Директора трех музеев, в которых содержится большая часть работ Кандинского на западе – музей современного искусства в центре Помпиду, Lenbachhaus в Мюнхене и музей Гуггенхайм – также являются членами общества. Общество не выдает сертификаты, оно информирует владельца о том, будут ли они или не будут включать работу в готовящийся каталог-резоне. Услуги бесплатны.
Некоторые критики обвинили Общество Кандинского в монополизации прав на подтверждение подлинности работ художника и заявили, что их предположения об абсолютной экспертизе не гарантированы. Шовлен, к примеру, с горечью говорит об Обществе. «Вы приходите в Общество, которое выглядит как суд Святой Инквизиции, и оставляете свою работу, – рассказывает Шовлен. – Две недели спустя вы возвращаетесь, чтобы забрать работу и получить ответ, положительный или отрицательный. Обычно ответ отрицательный. Если у вас нет фотографии Кандинского с этой картиной в руках, то это конец».
Позже вызов Обществу Кандинского пришел с востока. За последние несколько лет множество ранее неизвестных работ маслом и акварелью, приписываемых Кандинскому, появилось в Москве и Санкт-Петербурге, и затем ушло за границу. Многие из этих работ появились на рынке с сертификатами подлинности от Третьяковской галереи или других российских институтов.
Около дюжины до настоящего времени неизвестных работ маслом и акварелью, большинство из которых происходят из частных коллекций, были опубликованы в монографии «Кандинский в России», написанной Валерием Турчиным, выдающимся историком искусства и профессором Московского государственного университета, и вышедшей одновременно на русском и английском языках в Москве в 2005 году. Это большой том, публикация которого осуществлялась при поддержке правительства России. Ни одна из этих недавно открытых работ не появилась в каталоге-резоне Общества Кандинского.
Турчин – член общества любителей искусства Василия Кандинского, основанного в Москве в 2004 году. У организации нет своего штаба. Ее деятельность была ограничена лишь публикацией монографии Турчина и установлением мемориальной таблички на доме, где жил Кандинский в Москве. По словам Турчина у московского общества нет ограничений по членству. «Каждый, кому нравится искусство Кандинского, может считать себя его членом», – сказал он.
Турчин с такой же горечью, как и Шовлен, говорит об Обществе, которое отклонило его приглашение сотрудничать с московским обществом. Он считает, что парижское общество принимает Кандинского, как европейского художника, не русского. «Их главная проблема в том, что им не нравится идея, что Кандинский – русский художник, – говорит он. – Французский или немецкий, хорошо, но не русский. Это уже сложившаяся традиция. Я хочу изменить ее. Поэтому они не так уж доброжелательны ко мне».
Турчин считает основной проблемой не национальность Кандинского, а монополия парижского общества на атрибуцию его работ. Он рассказал, что он зачастую сталкивается с частными коллекционерами, которые обладают работами Кандинского и спрашивают его мнение о них, но «здесь всегда большая проблема, потому что есть обеспокоенность, что скажет парижское общество». «Кто решил, – задается вопросом Турчин, – что они знаменосцы?»


Я знаю по крайней мере два случая, когда найденные в Москве работы, были представлены на суд этого Общества и благополучно прошли атрибуцию и включение в каталог-резоне. Так что утверждение, что Общество не объективно, не выдерживает критики.

«Работа, приписываемая Кандинскому, – рассказывает Турчин, – может быть продана на западном аукционе только в том случае, если ее подлинность заверена парижским обществом. Это очень печально, потому что, к примеру, если у человека есть работа Кандинского, и Париж не подтвердил подлинность, но человек уверен, что она принадлежит кисти Кандинского, он оказывается в серой зоне, действует почти незаконно».
Читать дальше... 
Монография «Кандинский в России» похожа на многие монографии и каталоги выставок, которые публикуются в Европе и России, где репродукции неизвестных работ соседствуют с известными. Почти во всех случаях неизвестные работы ранее не экспонировались, не описывались и не репродуцировались при жизни художника.
На вопрос откуда появляется столько неизвестных картин Кандинского Турчин ответил фразой, которую часто можно услышать от экспертов и арт-дилеров, работающих с произведениями русского искусства без провенанса: «Мы не можем исключить возможность того, что некоторые работы Кандинского были утеряны или пропали без вести во время революции. Это был полный хаос. Другие работы могли быть утеряны во время второй мировой войны. Мы не знаем, были ли эти работы уничтожены или спасены?»
Общество Кандинского не дает комментарий работам, которые отвергает для каталога-резоне. Christian Derouet, хранитель и организатор выставки Кандинского в центре Помпиду, которая продлится до 10 августа (открытие в музее Гуггенхайм в Нью-Йорке назначено на 18 сентября) несет ответственность за бесценный архив писем Кандинского. Derouet встречался с Турчиным в Париже несколько лет назад. «Я был удивлен, что русский историк искусства не выражает никакого интереса к просмотру архива коллекции», – таков был его единственный комментарий.


Для желающих побольше узнать об этой выставке:
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=16045



Статья правильная и довольно острая, но, наверняка, такую же статью можно написать о подделках мирискуссников или импрессионистов. Там, где пахнет деньгами, всегда найдешь толпу мошенников, но, зато любая «правильная» сделка доставит кучу удовольствия, выраженного не только в художественном восприятии.


PS Для Кирилла - утверждалось, что этот костюм Поповой был сделан к "Балде".



qwerty вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо qwerty за это полезное сообщение:
dedulya37 (10.07.2009), Glasha (10.07.2009), Grigory (13.07.2009), Samvel (10.07.2009), sergejnowo (10.07.2009), Евгений (11.07.2009), Кирилл Сызранский (10.07.2009), Сима (11.07.2009)