Татлин художник миф
«Владимир Татлин считается одним из важнейших представителей русского авангарда. При восприятии его творчества часто накладываются различные уровни: Владимир Татлин начал рано и интенсивно работать над своим образом как ТАТЛИН. Из этого образа вырос миф «ТАТЛИН», значимость которого превзошла и ТАТЛИНА как художника, и Владимира Татлина как личность. Поэтому есть смысл различать эти три фигуры: Владимир Татлин (первого уровня), ТАТЛИН (второго уровня), «ТАТЛИН» (третьего уровня).
Миф «ТАТЛИН» (третьего уровня) создавался в период 1914/1915 годов в результате международного признания контррельефов. Он окончательно проявился в боевом призыве берлинских дадаистов в 1920 году: «Искусство умерло. Да здравствует машинное искусство Татлина». Слух прочно закрепился. С тех пор Татлин - это «художник машина», запущенный в том же году Константином Уманским, прочно закрепился. С тех пор «ТАТЛИН» знаменует как некое другое имя родства художественного авангарда с машинами и техникой, а также радикальный отказ от буржуазного понятия об искусстве. Даже сам художник не имел контроля над мифом «ТАТЛИН».
Художник ТАТЛИН (второго уровня) является, напротив, фигурой, в создании и формировании которой Татлин лично принимал активное участие. То, как Татлин позиционировал, контррельефы, Памятник 3-му Интернационалу и летательный аппарат Летатлин, преследовало цель создания своего образа. При этом его поддержал Николай Пунин, превозносившийся в своих текстах и рецензиях искусство ТАТЛИНА как способ решения актуальных революционных задач. В своей брошюре Татлин (Против кубизма) в 1921 году Пунин ясно высказывается о том, что речь идёт уже не о Татлине как о личности (первого уровня): «Имя Татлина мы упомянули прежде всего затем, чтобы определить тот пункт, в котором пересекаются различные… тенденции».
Сегодня мы мало знаем о Владимире Татлине как о личности, преподавателе и политике - о художнике (первого уровня). ТАТЛИНЫ второго и третьего уровня должны и далее препарироваться посредством дискурсно-аналитических исследований. Напротив, для лучшего понимания того, как Татлин работал, преподавал и служил делу, необходима работа по осознанию его личности в культурном и социально-историческом контексте».
Андреас Брукман
«Ускользающий от силы тяжести»
|