«Чеченский след» в деле Молодкина
...основным дошедшим до нас из Италии скандалом стал эпизод с жестом художника Андрея Молодкина. Вы его должны помнить по самобытным насосным инсталляциям – внутри плексигласовых скульптур прокачивается жидкость (обычно нефть), превращая скульптурную цитату (обычно политическую) в абсолютную метафору. По каждой такой фразе (G8, COLD WAR II и пр.) или образу (распятие, Ника и пр.) можно написать сочинение на 48 листов.
Пока было свежо – было увлекательно. Лозунгов на наш век хватит. И вот технологические идеи родятся не каждый день. Вот и Молодкин был вынужден повторяться, выжимая до бесконечности одну и ту же инженерную находку.
Поэтому те, кто видел его работы раньше, вряд ли бы потеряли дар речи от неожиданности при виде скульптуры «Красное и черное». Две полые прозрачные Ники Самофракийские, а дальше все как обычно -- внутри циркулирует соответственно кровь и нефть.
Работает штука – и слава богу. Но не тут-то было – Молодкин заготовил сюрприз. По словам потерпевших вечером в день открытия, усыпив бдительность куратора, художник «подписал» свою работу, разместив две надписи: по-аглицки «сырая чеченская нефть» и «кровь выживших в чеченской войне». Оп-па! А это уже политика, в государственном павильоне, да еще и по болезненному вопросу.
Жест жестом, но и по шапке получить – запросто. Молодкин во Франции живет, может быть не в курсе, но в России по шапке получают часто не за дела, а именно за жесты… Классический «пропускат». Кто-то ленточку в не том турецком отеле перережет, кто-то «хорошего оперативника» у расстрелянного супермаркета похвалит или того хуже в политику полезет с предпринимательским прошлым.
И чего этому Молодкину не хватало? И на биеннале пригласили, и на обложку каталога Нику поместили. А он, понимаешь…еле пресекли. Просто чудом обошлось Анекдот, да и только…
А, кстати, сам Молодкин вышел молодцом: кому-то седых волос прибавил, зато получил больше всех упоминаний в зарубежной прессе.
|