Гуру
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,425
Спасибо: 27,870
Поблагодарили 55,334 раз(а) в 24,287 сообщениях
Репутация: 102394
|
Ошибка в атрибуции: не Малевич, но шедевр
Портрет дамы с красной "супрематической" сумочкой, представленный как вновь открытый шедевр Казимира Малевича на выставке в Германии, Нидерландах и Великобритании пять лет назад, на самом деле - работа ученицы художника. Судя по всему, ошибка в атрибуции произошла в 1930-е годы, во время становления соцреализма.
Согласно документам, которые собрал россиянин Андрей Васильев, портрет сценографа Елизаветы Яковлевой, вероятно, - работа женщины, с которой она когда-то проживала в Ленинграде, бывшей ученицы Малевича по имени Мария Джагупова. Она также придумала модную супрематическую сумочку, которую держит Яковлева.
Во время показа в галерее Тейт в 2014 году Николас Каллинан, ныне директор Национальной портретной галереи в Лондоне, расхвалил портрет как произведение Малевича, но сейчас он не прокомментировал сомнения исследователя относительно его атрибуции.
Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в советских архивах документ, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным в СССР, и работы Малевича и его учеников были в опале. В реестре под номером первым значится "Портрет Яковлевой", оценённый в 30 рублей. Присвоенный ему инвентарный номер 434 208 ещё виден на обороте холста.
По словам Васильева, Мария Джагупова, "потрясающий, одарённый художник", гордилась портретом.
"Она включила его в список своих значительных творений, поставленный для энциклопедии советских художников. Портрет был важен для неё не только потому, что это была одна из лучших её картин, но и потому, что Яковлева была её другом и партнёром", - сказал исследователь.
На выставке, которая демонстрировалась в Лондоне, Бонне и Амстердаме, "Портрет Яковлевой" был представлен с таким размахом, что музей Стеделейк даже хотел купить его у владельца, голландского коллекционера Филиппа ван ден Хюрка. Однако цена в более чем 20 миллионов евро, запрошенная тем, положила конец переговорам.
Портрет был также экспонатом на ретроспективе Малевича "Не только "Чёрный квадрат"" в 2017 году в России в музейно-выставочном комплексе "Рабочий и колхозница". Тогда у Андрея Васильева возникло чувство дежавю: по его словам, картину предлагали ему в 1980-х годах как работу неизвестного художника. Он решил разгадать загадку дамы с красной сумочкой и обратился к архивам.
|