Цитата:
Сообщение от LCR
для меня Мунк олицетворяет Скандинавию вместе с других гением - Гамсуном, с которым его, как мне кажется, многое роднит - прочитайте "Рабов любви", или "Голод", или "Пана", они могут служить иллюстрацией (не в низменном смысле "разъяснения", а в высочайшем - сходства духа) друг к другу.
.
|
Как правильно Вы ассоциируете Мунка со скандинавской литературой! Дело в том, что в живописи конца 19 века Скандинавия не отличалась авангардизмом, а вот в области литературы она находилась на передовых позициях в Северной Европе. Верно, произведения Гамсуна (особенно "Голод") были хорошо известны Мунку. Гамсун был представителем натурализма - течения в западноевропейской литературе конца 19 века, к нему же относились ранние Стриндберг и Ибсен. А искусство Мунка 90-х критики называли "психическим натурализмом". В период с 1892 по 1895 год в Берлине существовал авангардное сообщество скандинавских и немецких литераторов - кружок "У Черных паросят", идейным лидером которого был Стриндберг, а могучей кучкой - он, Пшибышевский, Мунк, Ола Ханнсон. В этот период Мунк и создал свои самые знаменитые вещи. Из-за близости к литературному берлинскому авангарду Мунка много критиковали за "литературщину". Со Стриндбергом Мунк близко дружил, и в творчестве они подпитывали друг друга. В 1896 году по случаю выставки Мунка в Париже Стриндберг написал критическую статью, в которой дал свою (женоненавистническую) трактовку картин, в каком-то смысле искажающую замыслы самого Мунка, но тот не возражал. Вы хорошо заметили, что его картины - не иллюстрации чьих-то философских взглядов - у Мунка была собственная концепция всех вышеперечисленных тем (метафизика любви, концепция женщины, философия смерти), построенная им на собственном жизненном опыте. Правда, она совпала во многом с декадентскими взглядами на эти вопросы.