Цитата:
Сообщение от chopper
очень напоминает пуантилистов...? 
|
По поводу пуантилизма в "кузнецовском письме" очень хорошо сказал А.К.Якимович "Возродить каноническую русскую икону, но использовать в ее писании опыт французского пуантилизма. Где, кто, когда мог до такого додуматься, если не в российском уединении?" (Собрание №2 июнь 2007 г., с. 58)

Должна прерваться... продолжу позже...
Некоторая историческая справка, может быть интересна.
Метод пуантилизма (от франц. pointiller — писать точками) основывается на том, что «одновременный контраст цветов заключает в себе все видоизменения, каким подвергаются разного цвета объекты в своем физическом составе и в силе тона их собственных цветов, когда на них смотрят одновременно» (Chevreul. La Loi du contraste simultane des couleurs, гл. I, раздел № 78) . Благодаря этому происходит «взаимопроникновение всех цветов и оттенков в их чистом виде» (Джон Ревалд. Постимпрессионизм. С.-Пб, М., 1962. С.56). В этом сходство "кузнецовского письма" с пуантилизмом.
До Ж.Сёра принцип оптического, а не пигментного смешения цветов применяли импрессионисты, в частности Делакруа. Думаю, это связано с тем, что они не были удовлетворены результатом, им хотелось показать больший цветовой спектор, чем способна передать живопись. О трудоемкости данного метода свидетельствует как небольшое число созданных Ж.Сёра работ (автору удалось написать всего лишь семь

(!) больших полотен), так и ограниченное число последователей. Возможно именно за трудоемкость, несоизмеримую по затраченным усилиям с результатом, как это казалось современникам Ж.Сёра, его метод подвергался критике за излишнюю научность и рациональность, входящую в противоречие с принципами интуитивизма импрессионистов. В защиту этого метода выступал известный критик, почитатель творчества Ж.Сёра Феликс Фенеон: "Мы понимаем, почему импрессионисты, стремясь передать предельную яркость света, хотят заменить смесь на палитре оптической смесью, как это раньше иногда делал Делакруа. И Сёра первый дает нам полный и систематический образец этой новой техники. Его огромное полотно "Гран-Жатт", какую бы часть его вы ни исследовали, являет глазам однородный терпеливо вытканный ковер. Здесь и в самом деле исключена случайность мазка, невозможен обман, здесь нет места показному блеску, - пусть немеет рука, но глаз всегда должен быть быстрым, острым и верным".
Метод очень-очень трудоемкий. Как говорит Юрий Кузнецов: «Порой возникает ощущение стекляшек в глазах, тогда писать невозможно, приходится отдыхать». Чего не сделаешь ради искусства.